Как быть с детскими страхами?

img

Семья

Как быть с детскими страхами?

Детские страхи нередко ставят нас, родителей, в тупик. С одной стороны, видя испуганного и плачущего ребенка, мы стремимся утешить его, успокоить, «прогнать» страхи – иными словами, нам хочется немедленно, активно действовать. С другой стороны, не всегда понятно, что именно делать и как. Ведь детские страхи часто бывают иррациональными, странными для взрослых, их причины не всегда понятны. В тоже время, именно страхи ребенка являются одной из самых частых проблем, с которыми обращаются родители ребенка к психологу.

 


Откуда берутся страхи?

 

Страх у ребенка, как и у взрослого, может быть вызван несколькими факторами, а порой и их сочетанием. Приведу несколько примеров.

 
Испуг. Страхи могут быть следствием реального испуга. Например, резкий и неожиданный гудок автомобиля рядом может спровоцировать у малыша боязнь машин. Любая неприятная ситуация, будь то несчастный случай с близким человеком или вызов к доске с невыученным уроком, может оставить свой след в психике ребенка.

Внутреннее состояние. Страх может играть сигнальную функцию. Особенно это касается иррационального страха – т.е. страха, который взялся «ниоткуда» и не поддается нашей, взрослой логике. Такой страх не редко говорит о сложных переживаниях, с которыми сталкивается ребенок, о его внутреннем конфликте или о сложной ситуации, которая произошла, например, в школе, и напрямую связан с его чувством незащищенности, внутренним состоянием.

 

Проблемы в семье. Не будем забывать, что такие «непонятные» страхи могут быть отражением проблем всей семьи в целом. Напряженная атмосфера, нервозность мамы или папы, конфликты между родителями и старшими сестрами и братьями – все это отражается в большей степени на самом младшем члене семьи. Поэтому не стоит удивляться, если вы приходите к психологу по поводу страха у ребенка, а он расспрашивает вас о вашей семейной жизни.


Недостаток информации. Нам, родителям, свойственно считать, что маленькие дети многого не понимают и потому не могут реагировать, например, на то, что папа потерял работу. Или, напротив, от детей – школьников мы зачастую ждем, что они и сами поймут очевидные для нас вещи. Но так бывает не всегда, и у ребенка может быть свое, порой, совершенно неожиданное понимание происходящего в семье. Например, первоклассник, услышав, что ему нужно будет ходить в школу с понедельника по пятницу, решил, что он будет пять дней жить в школе. Конечно, ребенок очень обрадовался, узнав, что мама и папа будут забирать его домой каждый день! Родители много рассказывали сыну о будущей учебе, но вот такой важный момент упустили. Или другой случай: отец пошутил в разговоре с другом, что помочь ему может только операция. Школьница дочь услышала обрывок разговора и испугалась за отца. Родители долго успокаивали девочку.

 

 

Эти примеры показывают, насколько важно объяснять ребенку, что происходит в семье, как происходящее отразится на жизни семьи и ребенка в частности. Не стоит думать, что «он маленький, все равно ничего не поймет». Дети тонко чувствуют эмоциональную атмосферу в семье. Тревога и паника ее членов, не понятные для ребенка, могут пугать их, заставлять искать и додумывать причины. Представим себя в ситуации, когда наши родные или коллеги начинают бегать в испуге по комнате, но нас уверяют, что все в порядке, и мы можем быть спокойны. Согласитесь, спокойствия неизвестность еще никогда и никому не прибавляла. Разница между нами и детьми в том, что наш опыт больше. Мы можем «подобрать» причину тревоги. А ребенок – нет. Он, скорее, домыслит нечто фантастическое, чем угадает, что родителей попросили съехать со съемной квартиры. Отсюда и страхи, которые, казалось бы, не имеют ничего общего с реальным положением вещей.

 

Новый этап развития. В тоже время, страхи нередко оказываются показателями нормального развития ребенка. Все мы помним, как наши малыши стали различать своих и чужих, начали бояться незнакомых лиц и могли расплакаться, увидев редко навещающего нас дедушку. И это положительный признак того, что взросление идет своим чередом. Подобные страхи есть у каждого возраста. Чем больше узнает ребенок об окружающем мире, чем глубже осмысливает происходящее, тем более серьезные вопросы появляются у него. Дети начинают понимать, что родители однажды состарятся и уйдут в мир иной, или переживают новый этап отношений со сверстниками, задаются вопросами своей популярности или одиночества. И то, и другое может проявляться как страх смерти, страх небытия. Наш взрослый вариант – это кризис среднего возраста, когда мы судим о своей состоятельности, о достигнутом, и боимся, что не реализовали свой потенциал, а значит, в каком-то смысле «недосуществуем». И это тоже естественный этап развития личности.

 

Проблемы психики. Наконец, страхи, тревоги в сочетании с определенными симптомами могут говорить о том, что ребенку необходима консультация психиатра. Например, в учебных пособиях по детской патопсихологии можно встретить случаи, подобные этому. Десятилетняя Джорджина боялась, что с ее семьей может случиться что-то страшное, и предотвратить несчастье могут только совершаемые ею сложные подсчеты слов в предложениях или раскладывание вещей в определенном порядке. Мать обратилась к специалисту, когда странное поведение девочки стало мешать ее успеваемости в школе и жизни в целом. Однако вопрос грани между детской фантазией и первыми проявлениями серьезных проблем остается открытым.

 

Поэтому от родителей требуется внимательное и уважительное отношение к детям и их переживаниям. Часто приходится сталкиваться с тем, что мамы или папы драматизируют ситуацию и видят какие-либо отклонения там, где их нет. Дети имеют право на свою психологическую жизнь, на свои переживания, пусть и не всегда удобные для нас. Другая крайность – это обесценивание детских страхов: мол, и это пройдет. Эффективна, как всегда, золотая середина – адекватная, осознанная реакция на страхи, которые в той или иной степени мешают ребенку.

 

Поможем вместе

Что делать родителям, если их ребёнка беспокоят страхи?

· Уважительно и с пониманием отнеситесь к страхам ребенка. Очень важно не обесценивать их, не говорить, что детский страх - «это ерунда!». Даже если страх окажется мимолетным, ребенок получит неприятный опыт: мои переживания не важны для родителей. Тогда как это совсем не так! Просто нам, родителям, бывает сложно и тревожно встречаться с детскими страхами.

· Не стоит стыдить ребенка за его страх. Как часто испуганным детям приходится слышать: «Ты уже большой!» «Только малыши спят с ночником!». Но ведь у нас, взрослых, есть свои требования к комфорту, свои страхи, свои переживания. И зависят они не столько от возраста, сколько от внутреннего состояния. Ребенку такая позиция не поможет, а к страху добавится еще и стыд: «я веду себя как маленький!».

· В тоже время, каким бы неудобный ни был страх, не заостряйте на нем слишком много внимания. Важно видеть не страх, а ребенка. Боязнь темноты или вызова к доске не уменьшает тех замечательных и сильных качеств, которые есть у него. Акцент на сильные стороны, на ресурсы поможет справиться с проблемой.

· Проводите своего рода профилактику: посвящайте детей в те важные события, которые происходит в семье, - в той форме, которая соответствует их возрасту. Растущее беспокойство может вылиться у ребенка в тревожные фантазии и страхи.

· Если страх оказывается продолжительным, мешает ребенку, ограничивает его в чем-то, если страх проявляется в виде ночных кошмаров – не откладывайте обращение к психологу.

 

Конечно, именно причина возникновения страха дает нам ключ к разгадке – как именно справиться с ним, на что обратить внимание. Особенно непросто приходится приемным родителям, ведь ребенок приходит в семью со своим непростым багажом житейского опыта. Лучше не «ставить диагноз» самостоятельно, даже тогда, когда есть очевидные причинно-следственные связи. Например, девочка, которую в детстве укусила собака, боится больших собак. Казалось бы, прозрачнее не бывает: собака укусила, вот теперь и боится. Наблюдательные родители заметят, что этот страх может периодами то уменьшаться, то усиливаться по непонятным причинам. То девочка забывает о страхе и играет с соседским пуделем, то снова заговаривает о больших и злых псах. На приеме у детского психолога может выясниться, что страх снова дает о себе знать тогда, когда ребенок чувствует себя уязвимым, беззащитным, нуждается в еще большей поддержке родителей, а «злая собака» - это те трудности, с которыми он сталкивается.

 

Детский психолог не только сможет исследовать причину страха, но и предложит различные способы коррекции состояния ребенка, соответствующие его возрасту и истории. Для этого существует немало замечательных методов, таких, как песочная и арт-терапия, сказкотерапия или встречи ребят в детских группах. А благодаря «Сиянию радуги» и поддержке фонда Рината Ахметова «Развитие Украины» теперь получить такую психологическую помощь и поддержку может каждый ребенок. А значит, мы вместе обязательно преодолеем любые трудности! Для этого родителям нужно всего лишь заполнить заявку.

Мария Петрусь,

детский психолог

www.pomogaem.com.ua

Ты можешь помочь, не оставайся равнодушным!
Оставьте свой комментарий