История паллиативного движения

img

Здоровье

История паллиативного движения

Традиция ухаживать за умирающими, как ни удивительно, родилась вовсе не одновременно с появлением медицины. Во времена античности считалось, например, что умирающему помогать незачем: предстоящая смерть – это воля богов, и сомневаться в справедливости этой воли не пристало. Традицию заботиться об умирающем человеке принесла гуманнейшая из религий - христианская.

Слово «palliatif» французское и происходит от латинского «pallium» — покрывало, плащ. Термин «паллиативная помощь» появился только в 70-е годы ХХ века, когда был открыт первый хоспис в Канаде, и означал этот термин временное, симптоматическое лечение.

Слово «хоспис» гораздо древнее. Латинское «hospes» сначала обозначало гостя, позже стало именовать также хозяина, и от него произошли слова «hospitalis» и «hospitium», означающие «гостеприимный, дружелюбный к странникам». Такие дружелюбные приюты стали создаваться в Восточном средиземноморье еще в ІV веке для паломников, путешествующих в Святую Землю, истощенных, страждущих и больных людей, не отказывали в помощи они и местным жителям. Организовывали хосписы чаще всего монашеские ордена при дорогах, которыми проходили паломнические маршруты.

Значение «место, где ухаживают за умирающими» слово «хоспис» приобрело только в ХІХ веке. К этому времени большая часть приютов для странников была закрыта вследствие Реформации, спасти тяжелых пациентов пытались в больницах, безнадежные же больные доживали свои дни дома под присмотром родственников или в домах призрения. Неизлечимо больной стал считаться позором для врача, и в последние часы рядом с умирающим человеком чаще находился священник, чем врач.

В 1842 году Жане Гарнье, молодая женщина, потерявшая мужа и детей, открыла приют для умирающих во Франции, в Лионе. Это заведение называлось уже хосписом или «Голгофой».

В 1879 году в Дублине ирландские сестры милосердия создали Хоспис Богоматери, занимающийся именно умирающими людьми. В 1905 году этот же орден открыл еще один хоспис в Лондоне, и это был уже четвертый хоспис в столице Великобритании (первые 3 были созданы протестантскими объединениями).

Один из них, Дом Святого Луки для бедных умирающих, практиковал публикацию Годовых отчетов о своей работе. В них очень мало говорилось о симптоматическом лечении, но подробно описывались истории умирающих людей, их чувства, переживания, их мужество перед лицом смерти. В 1909 году основатель хосписа Говард Баррет писал: «Мы не хотим говорить о наших больных как о простых «случаях из нашей практики». Мы осознаем, что каждый из них - это целый мир со своими особенностями, своими печалями и радостями, страхами и надежами, своей собственной жизненной историей, которая интересна и важна для самого больного и небольшого круга его близких. Нередко в эту историю посвящают и нас». Доктор писал также о семьях умирающих, их страданиях и нищете, в которой они остаются… Именно в Хосписе Святого Луки впервые стали давать морфин пациентам регулярно, а не только в тех случаях, когда боль становилась уже невыносимой. В этом хосписе больные раком практически не испытывали боли, и это стало огромным прорывом в деле ухода за умирающими.

В 1935 году выходит первая книга о паллиативной помощи: «Уход за больными и умирающими» Альфреда Ворчестера. В 1952 Фондом Марии Кюри была опубликована другая важнейшая работа, описывающая социальный и физический стресс раковых больных, находящихся дома. Этот Фонд впервые стал создавать выездные службы паллиативной помощи и готовить образовательные программы для медсестер.

В 1947 году доктор Сесилия Сандерс на первом своем обходе в Доме Святого Луки встретила пациента, прибывшего из Польши, Дэвида Тасму. Она навещала его регулярно два месяца до его смерти. Беседы с Дэвидом Тасмой о том, как помочь умирающему человеку избавиться от боли, примириться с собой и найти путь к смыслу жизни и смерти, легли в основу концепции нового хосписа, где забота о личности пациента выйдет на первый план. Такой хоспис, со стационаром и выездной службой был основан Сесилией Сандерс в 1967 году и был назван в честь Святого Христофора. Через 2 года сюда приехала перенимать опыт делегация из США, и вскоре в городе Нью-Хэвен штата Коннектикут заработал первый американский хоспис.

Вышедшая в 1969 году книга «О смерти и умирании» американки Элизабет Кюблер-Росс произвела революцию в общественном сознании того времени. Автор, много лет проработав с неизлечимыми больными в медицинском центре университета Колорадо, утверждала, что смерть – не «недоработка медицины», а венец человеческой жизни, ее итог, очень важный этап, что, если не прятать голову в песок, отрицая саму ее возможность, если принять смерть и смириться с нею, можно достичь в последние дни жизни удивительной гармонии с самим собой. Элизабет Кюблер-Росс делит отношение к смерти на 5 этапов: отрицание ее, гнев, на то, что это произошло именно со мной, торги, попытка вымолить у Бога жизнь или заслужить ее примерным поведением, депрессия, и наконец, смирение. Книга Кюблер-Росс утверждает такие основные принципы паллиативной помощи: не скрывать от больного страшный диагноз, не обрекать его на жизнь во лжи, давать возможность самому принимать решения по поводу дальнейшего лечения, говорить с человеком о смерти, когда он готов об этом говорить, одним словом, делать все, чтобы умирающий до конца чувствовал себя дееспособной личностью, а не пассивным объектом медицинских манипуляций

С начала 1980-х годов хосписное движение распространяется по всему миру. Очень многое делает для этого хоспис Святого Христофора, в котором в1977 году открылся информационный центр, занимающийся пропагандой идеологии хосписа, помогающий волонтерским группам практическими рекомендациями и литературой. Регулярно проводятся международные конференции, посвященные паллиативной помощи. Часто именно они запускают механизм создания хосписов в развивающихся странах. Так были созданы первые хосписы в Нигерии и в Индии, где, по статистике, каждый восьмой житель 800-миллионной страны заболевает раком.

Первые хосписы в России были основаны в начале 90-х инициативной группой врачей и общественных деятелей, в которую входили академик Д. С. Лихачев, журналист В. Зорза, врач-онколог В. В. Миллионщикова. Сейчас первые российские хосписы Санкт-Петербурга и Москвы, Беларусский детский хоспис, успешно работающий в Минске, помогают рекомендациями и образовательными программами инициаторам хосписного движения в других городах на территории постсоветского пространства.

Паллиативная помощь ни в одном государстве мира не обходится без участия благотворителей и волонтерской поддержки. Желание работать с неизлечимо больными должно идти от сердца; немалые душевные и физические силы, железное терпение и любовь к людям – без этих качеств в хосписе не обойтись. Хосписное движение медленно, но все же развивается и в нашей стране; все больше врачей, психологов, священнослужителей и просто неравнодушных находят себя в помощи умирающим. Они очень нуждаются в поддержке как со стороны властей, так и общества, нуждаются просто в том, чтобы мы не закрывали глаза на проблемы очень многочисленной и самой незащищенной группы людей и делали хоть небольшие шаги им навстречу.

 
Ольга Левченко, волонтер ДОБО «Сияние радуги»

Ты можешь помочь, не оставайся равнодушным!
Оставьте свой комментарий