Родительский клуб в Покровском и Апостолово: проблемы приемных детей в школе, воровство и сексуализированное поведение

img

Новости / Поддержка семьи / Родительский клуб

Родительский клуб в Покровском и Апостолово: проблемы приемных детей в школе, воровство и сексуализированное поведение

В очередной раз мы провели собрание родительского клуба в Покровском и Апостоловском районах. Каждая встреча с приемными семьями особенная. Очень приятно общаться и сотрудничать с людьми, которые посвящают свою жизнь воспитанию ребят. Каждый раз восхищаешься и удивляешься, откуда родители берут силы, энергию, любовь к детям с такими непростыми судьбами и характерами.
Профессия приемного родителя и родителя-воспитателя уникальна. На обычной работе, кроме зарплаты, сотрудники отдыхают в выходные, получают отпуска, отгулы и другие человеческие блага. А у этих людей 25-часовой рабочий день «на вредном производстве» в должности с огромной ответственностью.
С кровными детьми, как правило, проще. Они не только наследуют родительские гены, но и с пеленок включаются в жизнь семьи. С ними у нас множество точек соприкосновения, часто внешнее и внутреннее сходство. Приемный ребенок приходит в семью из другого круга общения, социального слоя, со своим, особенным набором черт характера и навыков.
Приемным родителям нужна поддержка общества. Они всегда с благодарностью принимают любую помощь и сотрудничество. Но как часто семья остается одна со своими проблемами, когда приходится полагаться только на родительский опыт и интуицию! А ведь многие из этих проблем могут быть решены только с помощью квалифицированных психологов. Сопровождение специалиста нужно не только для диагностики и коррекции индивидуальных особенностей ребенка, но и для регулирования внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом.
Проблемы, на которых больше всего заостряется внимание на собраниях родительского клуба, касаются отношений со школой, воровства, сексуализированного поведения приемных детей.

Воровство. Следует отметить, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте воруют очень многие дети. Однако после того, как с домашним ребенком родители провели «профилактическую» работу, воровство прекращается, а чувство стыда, которое ребенок испытал в результате беседы, возврата украденной вещи, адекватного наказания, остается на всю жизнь и является сдерживающим фактором при повторном желании что-либо украсть.
Воровство у приемных детей связано, в первую очередь, с несформированными морально-этическими нормами в кровной семье. Асоциальный образ жизни кровных родителей сформировал у детей понятие: воровство – это норма жизни.
В условиях замещающей семьи приемный ребенок продолжает воровать. Можно ли справиться с этой проблемой? Как правило, возможно, если приемные родители будут понимать истинные причины воровства, правильно реагировать на каждый случай и доводить ситуацию воровства до логического завершения.
Реакция приемных родителей на ситуацию воровства должна зависеть от ведущего мотива совершения такого поступка. Наиболее частой причиной является отсутствие в сознании приемного ребенка понятия «мое - чужое», которое у домашних детей формируется обычно к 5 годам.
Еще одним мотивом воровства является получение желаемого. В кровной семье и в детском доме ребенок почти ничего не имел из личных вещей. В приемной семье у ребенка появляется сразу много всего: игрушек, игр, одежды, канцелярских принадлежностей, бытовой техники и др. Но привычку наблюдать и сравнивать, чем обладают по сравнению со мной другие дети, он приносит из детского дома в семью. Желание обладать еще большим количеством «ценностей» зачастую становится причиной воровства.
Другой причиной воровства является привлечение внимания приемных родителей. Многим приемным детям кажется, что любви, общения, времени, проведенного вместе, недостаточно. Тогда ребенок может начать добиваться внимания негативным способом.
Достаточно распространенным мотивом воровства является желание завоевать расположение сверстников. Этот мотив чаще встречается среди детей школьного возраста, когда активно устанавливаются межличностные отношения со сверстниками. Приемные дети это остро переживают, поэтому доступными им способами пытаются завоевать дружбу своих одноклассников: подарить подарок, угостить и др.
Дети могут начать воровать и из мести. Вследствие пережитой психологической травмы, у ребенка-сироты иногда возникает желание отомстить не только своим обидчикам, но и социально благополучным детям, у которых нет за спиной этого груза – тяжелого прошлого.

Родительский клуб в Покровском и Апостолово: проблемы приемных детей в школе, воровство и сексуализированное поведение 


Сексуализированное поведение приемного ребенка. Это испытание выдерживает далеко не каждая семья. Ребенок, который обнажается перед взрослыми, мастурбирует, рисует картинки выраженного сексуального содержания или играет «в секс» с игрушками, рассказывает истории на тему интимных отношений и т.д., часто становится кандидатом на отказ. Когда ребенок ведет себя сексуализированно, родитель сталкивается с таким количеством внутренних и общественных запретов, что простоне может не испытывать злость к ребенку.
Сексуализированые провокации – часто продукт опыта пребывания в детском доме или трудной семье. Иногда ребенок ничего иного, кроме внимания к его сексуализированному поведению, не принимает за проявление любви и привязанности. Подлинная причина «развратного» поведения ребенка вообще никакого отношения к сексу не имеет. Она все та же: дефицит любви и ласки, тревога и беззащитность.
Все еще сложнее, если ребенок был свидетелем сексуального насилия или даже сам был его жертвой (такое случается и в неблагополучных семьях, и, к сожалению, в детских учреждениях). Возможно, эпизоды сексуального использования были вообще единственными моментами в жизни ребенка, когда он был объектом внимания взрослых. Вина, стыд, боль, отверженность, бессилие сплетаются в результате в душе ребенка в такой мучительный узел, что он буквально «сам не свой», то есть не справляется ни со своими чувствами, ни со своим поведением. Выглядеть со стороны это может как угодно – и как зажатость, и как «испорченность», и как «неадекватность».
Должно пройти немало времени, прежде чем ребенок узнает и поверит, что любовь бывает другой: бережной, бескорыстной, уважительной. И, скорее всего, для преодоления столь тяжелого опыта ему понадобится помощь специалистов. Самое плохое, что может случиться с ним в приемной семье, – если на лицах родителей он увидит гадливость и презрение, подтверждающие его и так очень низкое мнение о себе; или если реакцией будет ярость, и ребенок испугается и замкнется; или если он поймет, что они сами смертельно боятся этой темы, а значит, ничем ему не помогут.
Здесь, как и с воровством, «все не так, как на самом деле». Сексуализированное поведение ребенка всегда – результат травмы (кроме редких случаев врожденных патологий, которые проявляются обычно и десятком других гораздо более тяжелых симптомов). Никаких действительно «сексуальных» потребностей в результате травмы, естественно, появиться не может. Потребности этих детей все те же – научиться любить и быть любимым.

Взаимодействие приемных родителей со школами и не только…
Взаимодействие со школьной администрацией, учителями, одноклассниками и их родителями очень часто становится для приемного ребенка весьма нелегким опытом. Школьник, если он только недавно был принят в семью, обычно выделяется среди сверстников успеваемостью и поведением. А иногда и внешним обликом - если, например, отправляется наверстывать упущенное за парту с младшими детьми.
Проблемы возникают со стороны одноклассников, их родителей и даже со стороны учителей. Это могут быть грубые или ошибочные комментарии, неприязнь класса. Родители колеблются, рассказывать ли учителям историю жизни ребенка, и если рассказывать, то как и о чем именно.
У самого ребенка усугубляются проблемы самооценки, когда он видит свои отличия от сверстников и получает от школьного окружения сообщения о том, что его положение - в лучшем случае, "необычное".
Родителям обязательно нужно поговорить с учителями о том, что пережил ребенок, и как это на него повлияло; что ребенок нуждается в педагогических умениях, мудрости, особом терпении и поддержке учителя. О том, что трудное поведение ребенка связано не с желанием поиздеваться над учителем .
Приемные дети, чувствуя себя напуганными или провинившимися, демонстрируют чрезмерно бурные защитные реакции. Некоторые задания могут быть болезненными для приемных детей, их важно избегать. Особенно это касается заданий, которые подчеркивают их отличие от сверстников, требуют разглашения личной информации или предоставления информации, которой они (в отличие от одноклассников) не располагают. Например, автобиографические сочинения, просьба принести фотографии, сделанные в младенчестве или раннем детстве (для стенгазеты, классного альбома и др.), обсуждение семейной истории, рисование "генеалогического дерева" своей семьи, задания, связанные с темами по изучению генетики и наследственности.
Сопровождение приемных семей и детских домов семейного типа имеет огромное значение. Оно должно осуществляться на всех этапах функционирования приемной семьи, а не только при обнаружении конкретных трудностей. Поддержание постоянных контактов сопровождающих профессионалов с приемной семьей в поисках взаимного доверия просто необходимо для успеха. Именно так можно организовать совместную работу и преодолеть трудности, которые встречаются на этом пути.
Наша следующая встреча с родителями в октябре будет проходить в г. Кривой Рог Днепропетровской области. Мы обязательно поделимся с читателями впечетлениями от поездки.

 

Это мероприятие было проведено при поддержке благотворительной программы «Сиротству-нет!» (благотворительный проект «Родина для дитини, Днепропетровская область») Фонда Рината Ахметова. Высказанные здесь мысли не являются официальной позицией Фонда, а выражают видение авторов проекта.

 

Ты можешь помочь, не оставайся равнодушным!
Оставьте свой комментарий