Под таким заголовком можно ожидать шокирующих подробностей об издевательствах над воспитанниками или о воровстве администрации детдомов… Но речь пойдёт вовсе не об этом. А о том, что при самом справедливом директоре, самых любящих воспитателях и самых щедрых спонсорах детдом – всё же не место для ребёнка.

Почему же, удивляются многие, если дитя обуто, одето, сыто и под присмотром? Дело в одной тонкой штуке, которые психологи называют «привязанностью». Среди круга значимых для ребёнка взрослых должен быть непременно один самый-самый важный, тот, кто заботится, кормит, укладывает спать. Именно с ним и связан малыш с первых месяцев жизни этой прочнейшей нитью, привязанностью. Если она разрывается – это тяжкая травма для психики. Но если она так и не восстанавливается с кем-то другим из взрослых, травма усугубляется.

В доме ребёнка полно значимых взрослых: воспитатели, сменяющиеся несколько раз в сутки, нянечки, директор. Но их много. А каждому ребёнку нужен один, главный, тот, кто в ответе за всё, за которым, как за каменной стеной. Одним словом, нужна мама. Или папа. В детском доме же эта «каменная стена» - вовсе не стена, а ветхий забор, шатающийся от ветра, да к тому же постоянно меняющий свой облик.

И загвоздка в том, что именно наличие привязанности – это основная база для развития малыша. Мама близко – надёжный тыл обеспечен, можно спокойно отправляться исследовать мир. Мамы нет – организм все усилия направляет на то, чтобы элементарно выжить. Задержка эмоционального и речевого развития – стандартный диагноз для обитателей домов ребёнка. И если вы спросите усыновителей – они расскажут вам, в какие кратчайшие сроки чаще всего ребёнок «догоняет» своих сверстников, оказавшись в семье.

Если кроха с рождения остаётся без семьи, путь его – конвеер: из больницы в дом ребёнка, в 4 года – в детдом, в 7 лет – в школу интернат. Минимум 4 раза мир вокруг него рушится, полностью сменяются все воспитатели, друзья, жильё, и всё приходится начинать сначала. И переходя в другое учреждение, ребёнок вовсе не уверен в том, что на новом месте будет такая же добрая воспитательница, как какая-нибудь тётя Вера, которая была рядом с ним целых 3 года его маленькой жизни. Он начинает ощущать себя вещью, которую можно передать из рук в руки, подхваченным ветром осенним листом. Он разучивается принимать какие-либо решения, ведь его мнения никогда никто не спрашивает…

Ещё одна губительная сторона интернатной системы – замкнутость мира сирот. Они общаются только с такими же, как они сами, и в спальне, и во дворе, и в школе, и даже в летних лагерях обычно стараются не соединять одновременно «детдомовских» и «домашних» детей. В итоге они просто не представляют себе иного устройства, нежели неписанные правила, иерархия и «традиции» их мирка. Жить в большом мире они не научены. Поэтому если в детдоме единственный способ приобрести какую-то личную вещь был – украсть, то выпускнику очень трудно представить себе, как можно на неё заработать.

Сиротам часто и много говорят об их правах, об обязанностях государства перед ними. И выполнение государством обязанностей они наблюдают воочию ежедневно: всегда у них есть совершенно бесплатная еда, одежда и крыша над головой. То же есть и у домашних детей, но живя в семье, они постоянно слышат о том, сколько стоит та или иная вещь и легко ли родители зарабатывают на неё. Дети из детдомов, случалось, выдвигали версии о том, что пельмени растут на деревьях…

Система воспитания сирот государством порождает иждивенческое мышление. Покинув стены интерната, они уверены, что им все всё должны, что необходимое так и будет, как и раньше, появляться на волшебном блюдечке. Выпускники детдомов чаще всего не умеют ни заработать на пельмени, ни просто сварить их… Они наивно ждут от государства положенной им квартиры. Если же квартира имеется, то её обладатели не имеют ни малейшего представления, где и как оплачивать коммунальные услуги. В 16 лет они просто попадают на другую планету безо всяких навыков выживания в новых условиях. Неудивительно, что статистика приводит такие жестокие цифры: 10% выпускников государственных детских домов кончают жизнь самоубийством, 40% становятся преступниками, 40% - наркоманами и алкоголиками и только 10% находят достойное место в жизни.

Выход из этого порочного круга один – усыновление и приёмные семьи. Только там ребёнок, оставшийся без кровных родителей, обретает детство – и право на будущее. В Днепропетровской области сейчас в государственных учреждениях находятся около 2000 сирот, и около 1000 – в приёмных семьях и детдомах семейного типа. Мы можем гордиться этими показателями, наша область – пример для других в сфере усыновления. Очень хочется надеяться, что первая цифра с каждым годом будет только уменьшаться.

 

www.deti.dp.ua

скачать шаблоны для dle 10.3Финансовый портал как заработать на forex

Ты можешь помочь, не оставайся равнодушным!

Пожертвовать Волонтерство гуманитарка Установить копилку