Трудности в образовании у приемных детей

img

Семья

Трудности в образовании у приемных детей

Каждый родитель, родной или приемный, хочет своему ребенку добра. И старается приложить максимум усилий для того, чтоб ребенку было хорошо. Чтоб он или она выросли умными, добрыми и нашли свое место в жизни. «Место в жизни» обычно означает способность адаптироваться в обществе, т.е. получить образование, освоить какую-либо профессию, и уметь ладить с людьми. 
И школа, по идее, как раз и создана для того, чтобы дети получали там необходимые знания и умения - как в образовательной сфере, так и в социальном общении. Но поскольку «набор знаний» и методы обучения являются «стандартными», то дети с особыми потребностями, не умеющие быстро «вписаться» в систему общих правил, сталкиваются с огромными трудностями в процессе школьного обучения.
Для семей с приемными детьми образование зачастую становится очень серьезным испытанием на прочность.
Учеба – основное занятие ребенка на протяжении всего сознательного детства. Любознательность, исследовательский интерес заложены в каждом ребенке самой природой. И большинство детей, поступающих в школу, полны энтузиазма и гордости. Однако с течением времени ситуация для многих из них может измениться.
Систематическое обучение требует хорошего самоконтроля, устойчивой работоспособности, собранности и внимания – то есть всего того, что называется «психологической зрелостью». На школьные успехи организованность в процессе деятельности влияет иной раз больше, чем интеллектуальная одаренность!
Более того, именно восприимчивые и сообразительные дети могут быть невнимательными и неусидчивыми. При этом они вполне в состоянии оценить тот факт, что их результаты хуже, чем у других. А делать то, что не получается, не хочется никому.
Также у детей эмоциональное состояние непосредственно влияет на успешность интеллектуальной деятельности. В некоторых случаях именно эмоциональные проблемы и жизненные неприятности приводят к неуспеваемости у детей, а вовсе не плохие способности.
Все вышеизложенное справедливо в отношении детей, которые росли в обычной семейной ситуации.
Для детей, чье детство было неблагополучным, проблемы «на старте» школьного обучения усиливаются многократно.

Три аспекта обучения
В педагогической практике принято выделять три сферы, в которых оценивается успешность обучения ребенка:
* Навыки и умения
* Способности (одаренность)
* Социальные отношения
Причем при оценке успешности ребенка в образовательном процессе рассматривается не только потенциал или наличный уровень сформированности вышеперечисленных сфер («результативность»), но и характер динамики в их развитии – поступательный либо регрессивный.

В данной статье мы хотели бы обсудить, как проявляются возникающие у приемных детей трудности обучения применительно ко всем трем сферам.
Социальные отношения
Для ребенка отношения с другими людьми служат основой любой деятельности. Ребенок нуждается в оценке, помощи и эмоциональной поддержке со стороны близких взрослых и ровесников, чем бы он ни был занят. Так он учится и развивается.
Традиционный стереотип в отношении детей из детских домов – «все они умственно отсталые и потенциальные преступники».
Излишне говорить, что дети, попавшие в детский дом – это не особая «разновидность», принципиально отличающаяся по своим качествам от других человеческих существ. Это дети, пережившие в самом начале своей жизни глобальную катастрофу – утрату семьи, отсутствие родительской любви и заботы, не имевшие необходимых условий для нормального развития и зачастую подвергавшиеся дополнительным травмам – жестокому обращению и насилию. Зная историю некоторых из них, удивляешься, как они вообще выжили в тех обстоятельствах, в которые попали.
Именно родительская депривация и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития детей-«социальных сирот», а не «наследственность» и органические нарушения.

Очевидно, что предубеждения в отношении таких детей – это тоже форма насилия, эмоционального насилия, результатом которого является социальное отвержение, априори лишающее этих детей шансов на восстановление.

В силу эгоцентризма детского мышления плохие события в жизни часто предстают для детей как наказание за что-то. Дети, пережившие разлуку с родителями, воспринимают себя как отвергнутых и отличающихся от других в худшую сторону – потому что с другими такого не произошло, а «меня бросили», «я - лишенный родительских прав!». Низкая самооценка, чувство вины, душевная боль и порождаемая ею агрессия – все это характерно для самочувствия и поведения как малышей, так и подростков в трудной жизненной ситуации. Эти дети очень чувствительны к критике и несправедливости, обидчивы и конфликтны, иногда - мнительны. Сама по себе ситуация обучения, основанная на оценке результатов и неизбежном сравнении с успехами других для них – стресс. Потому что любая, даже мелкая неудача, подтверждает существующий у них глобальный тезис : «я –хуже других, я - плохой (плохая)».
Такому ребенку требуется гораздо больше терпения, поддержки и индивидуального внимания со стороны педагогов, чем детям, которые изначально росли в стабильной семейной ситуации и были защищены любовью и заботой родных родителей.
Но у педагогов, у которых в классе по 30 учеников и большая учебная нагрузка, зачастую просто не хватает сил на дополнительное внимание к «трудному» ребенку. И вместо желания помочь у учителя может возникнуть раздражение и желание «вытеснить» такого ученика. Доказать, что ученик безнадежно плох, совсем не трудно: для этого учителю достаточно разговаривать с ним ледяным тоном, обращаться преимущественно по фамилии, отчитывать за каждую провинность, принципиально и строго оценивать все учебные результаты, сосредотачиваясь на недостатках, и обсуждать их в присутствии других детей или приемных родителей. Очевидно, что желание предпринимать не то что дополнительные, а даже минимальные усилия для достижения результатов в такой обстановке у ребенка исчезает. Кроме того, для маленьких детей авторитет взрослого высок, и ко многим вещам они относятся так, как к ним относятся взрослые. Неприязнь педагога передается соученикам - и начинается конфликт «одного со всеми».
Причем формы «боевых действий» могут быть весьма разнообразны. В ответ на неприязнь ребенок с неблагополучным прошлым для начала сплачивается с другими «отщепенцами» в классе. Во-первых, общие неприятности легче пережить вместе, во-вторых, на фоне друг друга они не так уж плохи, и, в-третьих, они дают друг другу принятие, которого не могут получить от остальных. Драки и обзывательства, порча вещей и демонстративное воровство – вот обычный «арсенал» средств, который используют приемные дети, когда сталкиваются с негативным отношением. Если взрослые – педагоги, родители, психологи – объединяют в этот момент свои усилия для снятия напряжения, для того, чтоб помочь ребенку вести себя иначе, а не просто бесконечно наказывать его (ее) – тогда есть вероятность исправления даже тяжелой ситуации. Но если между взрослыми нет единства, и конфликт распространяется на отношения между родителями и педагогами – то результат предсказуем: «неудачнику» приходится покинуть школу, которой он (она) «не соответствует». При этом неудачи ребенка не только ухудшают его отношение к себе, но и создают эмоциональное напряжение в отношениях с приемными родителями, вплоть до разрушения этих отношений.
К счастью, бывают и другие ситуации. Когда педагогические усилия школы, поддержка семьи и приемного ребенка, терпение и понимание учителей позволяет «вытянуть» учебную ситуацию из кризиса и укрепить отношения ребенка с его семьей. Потому что успех в учебе социально значим, и помогает ребенку поверить в свои силы, почувствовать себя «на равных» с другими, больше доверять взрослым и надеяться на лучшее.
Безусловно, внутриличностные проблемы приемного ребенка могут быть достаточно тяжелы сами по себе, а не спровоцированы извне. Но в таких случаях службы сопровождения обычно рекомендуют альтернативные формы обучения. В массовые школы психологи и педагоги этих служб направляют детей с сохранным интеллектом и с позитивным опытом адаптации на предыдущих ступенях образования: детский сад, подготовительные группы, занятия с педагогами в детском доме и т.п.
Формирующая роль среды в развитии и обучении очень высока. Ребенок, интегрированный в нормальную социальную среду, получает не только равные возможности в образовании, но и альтернативный жизненный опыт: достойные примеры для подражания и шанс для построения позитивных межличностных отношений.

Одаренность либо ограниченные способности
«Неспособных детей не бывает». Неизвестно, кому принадлежит это высказывание, но любой человек, работающий с детьми и любящий их, знает, что это действительно так. Поскольку у каждого ребенка есть какой-то свой талант, свои способности. И есть то, что может заблокировать их проявление: отсутствие любящей семьи и жестокое обращение.
Благополучное формирование привязанности в раннем детстве непосредственно связано с интеллектуальным развитием. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.
Дети, растущие в отсутствии родительской любви, отстают в физическом и психическом развитии, даже не имея органических нарушений. Тогда как дети, родившиеся с органическими нарушениями, приводящими к интеллектуальной недостаточности, но растущие в любящих семьях, лучше адаптированы социально и имеют возможность скомпенсировать свои проблемы путем развития дополнительных способностей. То есть движущая или сдерживающая сила развития любого ребенка – это родительская любовь и условия жизни, а не сами по себе врожденные способности. Способности – это потенциал, реализация которого зависит от условий существования.
Одаренность еще не служит гарантом того, что она будет реализована. Очень многие приемные родители знают, что их дети талантливы: хорошо рисуют, обладают музыкальным слухом и голосом, имеют гуманитарные или математические способности. И при этом больше половины из них учатся значительно хуже своих способностей, бросают институты, в которые поступили, не хотят развивать свой дар и не придают ему значения.
В чем же дело?
Стремление к достижениям, уровень притязаний, способность к преодолению трудностей и систематическим усилиям (т.е. постоянство и упорство – свойства, противоположные бессмысленному упрямству, которого у этих детей бывает хоть отбавляй!) – все эти качества обеспечивают развитие природных способностей. Но само действие этих качеств требует наличия воли и энергии. Мы уже говорили о том, что опыт отвержения родными родителями разрушает представления ребенка о том, что он – хороший (хорошая) и нужен на этом свете. Это пробивает своего рода «брешь» в жизнеспособности ребенка, через которую начинают «утекать» жизненные силы ребенка. Причем разлука с родителями или их смерть в равной степени воспринимаются ребенком как отвержение, и для изменения этих убеждений требуется специальная работа. Индивидуальные особенности, степень близости с приемной семьей, духовная поддержка (церковь) и наличие профессиональной помощи (психотерапия) влияют на восстановление жизнеспособности травмированного ребенка.
Проблема сломленности жизненной воли – это скорее проблема «духовного наследства», полученного ребенком от своих кровных родителей. Физиологическая зависимость при алкоголизме и наркомании обычно носит вторичный характер, первичными являются безволие и личностная несостоятельность, признаки которых – инфантилизм и эгоцентризм, жизнь по принципу удовольствия, душевная апатия, стремление игнорировать проблемы вместо того, чтоб их решать, безответственность и потребительство, отсутствие глубоких чувств. Те задачи, которые не были решены родителями, двойным грузом ложатся на плечи их ребенка: и как реальный результат несостоятельности родителей, и как отсутствие внутреннего опыта и ресурса, когда приходит время учиться тому, чему не смогли научиться они. Именно формирование волевых качеств у приемного ребенка зачастую становится самой трудной задачей приемных родителей. Но это и есть самая трудная задача с объективной точки зрения в процессе воспитания – после задачи формирования доверия и близости в отношениях.
Наконец, для любого человека мерилом успеха служат координаты его существования – семья, друзья, социальное окружение. Достижения родителей часто служат «стартовой площадкой» для детей. Когда в семье поколениями никто не получал высшего образования, ребенок, даже если не знает об этом на «сознательном уровне», испытывает сильное внутреннее сопротивление в отношении подобного «шага вверх». Причина тому – бессознательная лояльность к родной семье – «все наши это не делали, и я не буду». (см. статью «Психологические проблемы детей, переживших разрыв с семьей. Идентичность»). Знание о каких-либо успешных предках из «кровного рода», любовь и позитивные примеры приемной семьи и близкого социального окружения, личный опыт достижений могут помочь ребенку «прыгнуть выше головы» в такой ситуации.
Таким образом, мы видим, что именно психологические проблемы и последствия жизненной травмы мешают проявиться творческому потенциалу приемных детей, а вовсе не отсутствие одаренности или «отсталость».
Навыки и умения
Мир вокруг стремительно меняется, предъявляя к детям все новые требования в знаниях и умениях. В наше время многие дети приходит в школу, уже умея читать и считать. Потому что этому их научили родители.
Низкая общая эрудиция, задержка психического развития, эмоциональное неблагополучие, гиперактивность и дефицит внимания как следствие разбалансированности нервной системы – то, с чем приходят в школу дети, имеющие опыт жизни в неблагополучной семье с последующей институционализацией. Потому что этим их «обеспечили» родители.
Привычка спокойно сидеть на месте, сосредотачиваться на восприятии информации от взрослого (слушать и смотреть), умение действовать по инструкции и соблюдать правила, способность планировать свою деятельность и корректировать ее результаты (произвольность) – все это входит в понятие «учебные навыки и умения» наравне с формирующимися в процессе обучения навыками в отдельных школьных дисциплинах (письмо, чтение, счет и т.д.).
«Неусидчивость», «невнимательность» становятся первым «камнем преткновения» таких детей в школе.
Систематическая и правильная забота взрослого об удовлетворении потребностей лежит в основе процесса стабилизации нервной системы младенца и уравновешиванию процессов возбуждения-торможения. Причем эмоциональная составляющая заботы о ребенке играет не меньшую роль в формировании ЦНС, чем систематическая забота. Доказательством тому служат проблемы с нервной системой у детей из домов ребенка, где с медицинской точки зрения соблюдены все необходимые условия ухода за ребенком. «Эффект госпитализма», «аутистическое раскачивание», возбудимость и неврозы – источником всех этих проявлений служит эмоциональная депривация, или попросту – отсутствие материнской любви, дать которую не может ни один детский дом с самым лучшим персоналом, а таблетками это не лечится.
Другая проблема – слабая произвольность и недостаток самоконтроля. Дети, о которых плохо заботились, не умеют заботиться о себе сами. Самостоятельными (не одинокими и одичавшими, а именно самостоятельными) они бывают крайне редко. Потому что изначально благодаря правильному уходу, по реакциям взрослых, дети учатся распознавать свои потребности и запоминают, что нужно делать, чтобы их удовлетворить - так формируются основы навыков самообслуживания, которые в дальнейшем закрепляются непосредственным обучением, опять-таки со стороны взрослых. Соответственно, дети из неблагополучных семей, где их нуждами пренебрегают, значительно отстают в навыках самообслуживания от сверстников, о которых хорошо заботились. Они не в состоянии организовать себя и свою деятельность, им трудно приспособиться к школьным правилам и дисциплине.
Когда родители читают ребенку сказки, рассказывают истории, разучивают с ним стихи и песенки, занимаются рисованием и конструированием - это не только предоставляет ребенку новую информацию и развивает его внимание, память и мышление, но и служит базой для восприятия будущей ролевой дихотомии «учитель-ученик» в ситуации школьного обучения. Несформированность внутренней позиции школьника затрудняет сознательное участие ребенка в учебном процессе и даже может привести к «выпадению» из этого процесса.
Ограниченность знаний и навыков в начале школьного обучения мешает усвоению новой информации, ребенок отстает от соучеников – и начинает избегать неудач, т.е. самого обучения. Негативная учебная мотивация – еще один «цветок в букете» образовательных проблем приемных детей.
Очевидно, что со всем этим «комом» трудностей ребенок не в состоянии справится в одиночку, и даже помощи приемных родителей может оказаться недостаточно.
* * *
Трудные дети трудны в первую очередь для самих себя, и без помощи социального окружения им не преодолеть тех препятствий, с которыми они сталкиваются на пути к нормальной жизни. И в это окружение попадают не только родители и специалисты, но и дети в классе, и родители этих детей, и педагогический состав школы, и соседи по дому… Интеграция приемных детей в общество важна не только для приемных детей – она важна и для самого общества. Если мы не будем воспитывать в наших детях и в себе самих нормальные человеческие чувства - терпимость, способность к принятию и поддержке, сочувствие, а будем относиться к детям с трудной судьбой как к «источнику проблем» и отторгать их, то рано или поздно ситуация обернется против нас. Потому что дети вырастают и становятся взрослыми. И нам придется общаться с ними, и нашим детям тоже. Общаться с людьми, которые благодаря нашему отношению узнали, что в жизни – «каждый сам за себя», «вытесняй того, с кем тебе трудно», «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»…. Наверное, никому не хотелось бы жить в обществе, в котором все люди придерживаются таких убеждений. А значит, работу по борьбе со стереотипами и воспитанию терпимости надо начинать с себя. И тогда жизнь станет лучше не только для приемных детей…..
Рекомендации
А что же все-таки делать родителям и чем могут помочь специалисты?
В первую очередь – поддерживать позитивный профессиональный контакт между собой ради достижения единой цели – помочь успешно адаптироваться к школе ребенку из приемной семьи!

Что могут сделать специалисты?
* Выяснить жизненную историю ребенка, хорошо знать источники его проблем
* Выявить степень эмоциональных проблем ребенка
* Проводить реабилитационную работу (психотерапия и коррекция поведения)
* Провести хорошую медицинскую диагностику и коррекцию (помощь детского невролога)
* Провести грамотную диагностику уровня развития ребенка и степени его отставаний.
* Разработать систему развивающих и коррекционных занятий в соответствии с особыми потребностями в образовании для данного ребенка – индивидуальных или групповых.
* Дать рекомендации родителям относительно домашних занятий с ребенком.
* Проводить регулярный мониторинг развития ребенка и знакомить родителей с его результатами, отражающими динамику развития ребенка.
Что могут сделать родители?
Кроме создания развивающей среды и занятий с ребенком, важно следующее:
* Помните – «аффект тормозит интеллект». Отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано прежде всего с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка. Только после того, как ребенок в вашей семье обретет стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнется поступательный процесс его развития.
* «Не сравнивать с другими». Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому помогут преодолеть неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу.
* «Терпение», Получить все и сразу невозможно. Быстро – не всегда значит «хорошо». Ни одному садовнику не придет в голову разворачивать бутон, чтоб цветок быстрее раскрылся и стал красивым! Когда между родителями и ребенком сформировалась привязанность, темп развития ребенка начинает определяться природной любознательностью и индивидуальными способностями.
* «Разумные нагрузки». Учебные нагрузки должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка. Посоветуйтесь со специалистами (педагог, психолог), разработайте индивидуальную гибкую систему занятий с вашим ребенком. Приготовление уроков «до ночи» - не бывает продуктивным!
* «Искать позитив». Не хочется делать то, что не получается. Научите своего ребенка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.
* «Хвалить за усилия, а не за результат». В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей. Научить ребенка этому – наверное, основная задача. Которую приемным детям решать сложнее, чем родным, по двум причинам: во-первых, опыт отвержения родными родителями подрывает веру в себя, а она лежит в основе настойчивости и упорства (не путать с упрямством – это вещи прямо противоположные!). Во-вторых, именно воля и терпение – качества, которые отсутствовали у кровных родителей этих детей, и формировать их приходится «с чистого листа».
* «Верить в ребенка». Вера родителей в своего ребенка – это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха

Капилина М.В., Дорохова Е.Т., Переладова А.

Ты можешь помочь, не оставайся равнодушным!
Оставьте свой комментарий