Обоснование актуальности проекта 

Если мы постараемся хорошенько вспомнить детство, то, кроме ярко запечатлевшихся в памяти событий, всплывут обычные будничные дни, привычная дорога в школу, далеко не всегда интересные уроки и учебники. Даже тот, кто тепло вспоминает школу, в конце четверти с нетерпением ждал каникул – не потому что не любил учиться, а потому что хотел перемен. Поездки к бабушке в село, или в другой город, или летом на море, или просто похода в гости. А первого сентября с каким удовольствием отправлялся в школу, если летом по-настоящему отдохнул и набрался новых впечатлений. И сил, казалось, столько, что горы своротить можно… Как грустно и бесперспективно, когда каникулы – это всего лишь отмена школы, а в остальном – те же занятия, те же домашние стены, тот же вид из окна перед глазами.

Что им остаётся? Телевизор с ожесточающими боевиками и отупляющими сериалами – вот и весь источник новых впечатлений и сведений о жизни «по ту сторону забора». Вследствие такого провождения досуга может ли не исказиться представление о мире и его ценностях?

Когда ребёнок из интернатного учреждения попадает в семью, часто проявляются последствия жизни без любви и заботы родных. Здесь и неумение общаться, находить контакт с близкими, друзьями, одноклассниками, и огромные пробелы в учёбе, которую никто не контролировал, и подорванное здоровье. И тогда жизненно важно всё, что поможет развивать ребёнка, дать ему драгоценный эмоциональный опыт, в своё время упущенный.

Роль путешествий, турпоходов, экскурсий здесь трудно преувеличить. Свежий воздух и свежие впечатления, простор глазам и воображению, общение со сверстниками и новые темы для этого общения, работа телу и душе – вот что такое путешествия.

А знания, которые приобретаются в походах и экскурсиях? Одно дело запоминать, как выглядят дуб и ольха по учебнику – другое дело попытаться своими руками обхватить вековое дерево. Две большие разницы: увидеть фотографию сон-травы – и понюхать, и дотронуться до мохнатых нежных колокольчиков. А новые невиданные миры, которые открываются в дальних поездках: горы и море, развалины крепостей, львовские улочки и старинные дома, киевские парки и соборы, московские дворцы и музеи! А дружба, которая возникает в походах и поездках, а та сплочённость, которую редко почувствуешь с друзьями, с которыми не делишь стол и кров!

Есть повесть белорусской писательницы Ольги Ипатовой «Узелок Святогора» о девочке из «отказников», первые 17 лет своей жизни проведшей в доме ребёнка и детдоме провинциального городка. Веня, так звали девочку, была почти единственной, совсем не имевшей родственников, да к тому же ещё и была изгоем среди одноклассников. Она плохо училась, но больше всего на свете любила рисовать, и величайшей мечтой её жизни было попасть в Ленинград, и в Эрмитаж. Поездка была обещана ребятам в конце выпускного класса – и состоялась. Только без героини повести – она была ошибочно наказана за чужую провинность и осталась в интернате… Это было крушением всей её жизни, в которой и так мало было планов и надежд. От потрясения девочка серьёзно заболела и едва осталась в живых. В больнице нашла человека, который стал ей родным, и, в общем, всё окончилось хорошо… Но для меня, читавшей эту книгу в детстве, такое «хорошо» – было вовсе не хорошо. Жесточайшей несправедливостью казалось такое насильственное сужение её мира до родного, вдоль и поперёк исхоженного городка, такая безжалостная, я бы сказала, ампутация мечты, подрезание крыльев. Возможно ли оправиться от такого, ещё вопрос. Помните, у Замятина, удаляли фантазию…

Дети – уникальные существа, прежде всего потому, что их способности к развитию и познанию практически безграничны. Разве способны взрослые на те же градусы эмоций, на ту же полноту восторга, которые испытывает ребёнок, впервые видя море, горы, средневековый замок? И больше эти эмоции, и навыки общения в походе, впечатления и познания необходимы именно тем, кто был всего этого лишён. Нельзя забывать и о целебном действии леса и моря, и о спортивной нагрузке турпохода. Величайшим прорывом в развитии ребёнка может стать путешествие. Помогите нам оживить географию, историю, биологию, расширить границы детского мира и открыть дороги к неизведанным далям! Помощь детям-сиротам в расширении их любознательности и кругозора стоит во главе этого проекта.

 

Цель проекта

Духовно-эстетическое и физическое развитие детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки.

 

Задачи проекта

- организация и проведение экскурсий;

- организация и проведение туристических походов;

- организация содержательного досуга, отдыха во время летних каникул.

 

Ожидаемые результаты и последствия

- повышение культурного уровня участников проекта;

- эстетическое развитие детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки;

- физическое развитие участников проекта.

 

© Благотворительный фонд «Помогаем» 2014 Автор в Google+