Проблемы, на решение которых направлен проект

Всем, кто когда-либо занимался благотворительной деятельностью, известен главный её закон: «правильно» помочь – это дать нуждающемуся не «рыбу», а «удочку» и научить ею пользоваться.

Государство и спонсоры, обеспечивая сирот в детдомах и интернатах всем необходимым, от жилья и питания до дорогих подарков, просто заваливает их «рыбой». Неудивительно, что у подростков, всю жизнь ни в чём не нуждавшихся, кроме, пожалуй, любви, представления о жизни самые радужные. Кардинально меняются они, когда выпускник покидает родной интернат.

Первое, с чем ему приходится столкнуться, это поиски жилья и борьба за регистрацию. С этого и начинаются его мытарства. Если у вчерашнего детдомовца и есть регистрация, то жить по месту прописки он может далеко не всегда. Во-первых, это место может находиться за десятки и сотни километров от населённого пункта, где он провёл в интернате всё детство. Или квартира, где выпускник прописан, может быть и без него битком забита родственниками. Или родных не так уж много, но они не лучшим образом относятся к новому жильцу. Приходится искать учёбу или работу с обязательной привязкой к наличию общежития. А у некоторых ребят и вовсе нет регистрации. Тогда им предстоит пройти все круги ада жилищной социализации: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, комиссия по жилищным вопросам, равнодушие и пренебрежение чиновников, взяточничество.

По окончании училища (а в подавляющем большинстве именно здесь продолжают учёбу детдомовцы, при этом выбор за них часто делают директора интернатов) оказывается, что полученная профессия не котируется на рынке труда или оплачивается плачевно низко. К тому же государственные центры занятости работают с гражданами опять-таки только при наличии прописки…

В итоге, первый самостоятельный жизненный опыт оказывается максимально негативным. Он сразу же в корне подрывает доверие к миру и уверенность в своих силах. Подозрительным и агрессивным становится подросток, который вчера ещё строил светлые планы на будущее.

Если же выпускнику и удаётся справиться с жилищными проблемами и трудоустройством, начинают действовать другие, более сложные, глубже скрытые психологические механизмы.

Увидев, что мир вовсе не так приветлив и открыт, как казалось, разочаровавшись в людях, молодой человек подсознательно начинает стремиться туда, где было лучше-не лучше, но, во всяком случае, понятнее и привычнее. Так было в интернате, в коллективе, где есть свои правила и царит своя иерархия, где всегда наготове бесплатная постель, еда, одежда. Вне детдома такое место одно – тюрьма. Да ещё на выпускника давят сложившиеся в обществе стереотипы: все они, эти детдомовцы, - воры, алкоголики, наркоманы, тунеядцы. Когда от человека ждут преступления, часто напрямую ему об этом заявляя, – трудно не сломаться перед такой психологической атакой и не оправдать ожидания.

Результаты проведённых недавно исследований показали, что четверть ребят, воспитывавшихся в госучреждениях, – детдомовцы не в первом уже поколении. Как создать свою нормальную семью, когда перед глазами никогда не было её модели? Меня растило государство – вырастит и моих детей – так мыслят многие выпускники интернатов.

Итог: среди них в разы меньше социализировавшихся, успешно работающих и создавших семью, чем среди сирот, выросших с приёмными родителями.

Однако поскольку все дети в семьях – это перспектива достаточно отдалённого будущего, необходимо сделать всё, что в наших силах для нынешних воспитанников госучреждений. Дать им «удочку», а не «рыбу» - вот на что нацелен наш проект «Содружество». Тематические встречи для бывших детдомовцев, психологические тренинги, мастер-классы по овладению социально-бытовыми и профессиональными навыками помогут нам в этом. Мы стремимся помочь детям-сиротам после выпуска из интернатных учреждений.

 

Цель проекта

Предоставление помощи выпускникам интернатных учреждений, лицам из числа детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки, в процессе социальной адаптации в период перехода от условий жизни в учебно-воспитательном учреждении к самостоятельной жизни.

 

Задачи проекта

Правовое и социальное обучение лиц из числа детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки, с помощью проведения тренинговой работы и мастер-классов по овладению социально-бытовыми, профессиональными навыками. Проведение информационной компании по вопросам жилищных проблем выпускников интернатных учреждений. Привлечение волонтёров к проведению мероприятий с выпускниками интернатных учреждений.

 

Формы и методы работы

Организационно-методическая деятельность:

- проведение регулярных встреч лиц из числа детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки, с целью обмена опытом и обучения;

- проведение социально-психологических, педагогических, просветительских, учебных тренингов для выпускников интернатных учреждений;

- подготовка и печать буклетов-памяток для выпускников интернатных учреждений;

- проведение тематических лекториев в профессионально-учебных учреждениях для выпускников интернатных учреждений;

- проведение мастер-классов по овладению социально-бытовыми, профессиональными навыками для выпускников интернатных учреждений;

- проведение информационной кампании через СМИ относительно жилищных проблем выпускников интернатных учреждений, необходимости строительства социального жилья.

 

© Благотворительный фонд «Помогаем» 2014 Автор в Google+