Злейшие враги благотворительности
Писала предыдущий пост… о том, что лето –
злейший враг волонтеров и фондов (ну и само собой нуждающихся людей) – сборы
денег в этот период падают катастрофически. И решила для себя проанализировать,
что вообще чаще всего стопорит сборы? Я с ходу насчитала 10 врагов
благотворительности, вернее сборов денег на лечение.
Враг № 1 – возраст подопечного. Собрать деньги на
маленького ребенка гораздо проще, чем на большого. И чем больше ребенок, тем
хуже идет сбор. А если "ребенку" больше 18 – то вообще караул.
Маленьких детей жальче, они выглядят беспомощнее. Хотя, как верно пишут коллеги
из фонда "Живой" "взрослый так же беспомощен перед бедой со
многими нулями, как и ребенок". Мало того, семья взрослого ребенка чаще
оказывается в худшей финансовой ситуации, так как маме не оплачивается
больничный, а дозировки препарата пропорциональны размерам человека. О
возрастной проблеме говорится много, но меньше она практически не становится…
Рассчитывать на помощь не очень стоит даже шестнадцатилетнему подростку, не
говоря уже о тридцатилетнем мужчине.
Враг № 2 – сезон. Самые страшные,
"голые" периоды – лето и новогоднее-рождественские праздники. И это
понятно. В этот период люди тратят больше денег на себя, соответственно меньше
остается "свободных", которые можно потратить на других. Новый год в
этом плане немного лучше лета, так как "дух волшебства" играет роль и
некоторые именно под новый год чувствуют потребность сделать что-то доброе. А
летом никакого духа нет, есть просто 3 отпускных месяца, когда все разъезжаются
отдыхать… А у болезней отпусков не бывает, к сожалению…
Враг № 3 – национальность подопечных. Да, играет роль… Да,
собрать деньги на ребенка-рома или татарина, или азербайджанца – сложная
задача. Особенно если внешность или имя/фамилия выдает национальность. Увы и
ах, но очень многие считают, что им должны помочь "свои". А
"свои" – они тоже ведь разные… и никому ничего не должны. Или просто
по каким-то причинам связи со "своими" утеряны… Всяко бывает… Но итог
плачевен – "не славянским" подопечным рассчитывать на помощь славян
не очень приходится.
Враг № 4 – внешность подопечного. Помогают либо очень
красивым, очаровательным детям (ох как много зависит от выбора фотографии!!!),
либо тем, кто выглядит очень плохо. Отсутствие у ребенка на фотографии волос
или присутствие катетеров, повязок, маски и т. д. существенно повышает КПД
просьбы. Ребенку, который выглядит как здоровый, помогают гораздо меньше (как
не вспомнить ставшую классикой фразу Кернеса "Миша, у тебя скучное лицо,
тебе никто денег не даст"). Это вроде и понятно, но в итоге онкологические
лысики с синими от синьки ртами имеют хорошую фору перед сердечниками и многими
другими больными, чью болезнь нельзя наглядно показать.
Враг № 5 – "несмертельность"
диагноза.Люди более склонны вкладывать деньги в спасение жизни, спасение прямо сейчас,
чем в предотвращение смертельно-опасных осложнений. Можно сколько угодно
кричать о необходимости дорогого антибиотика или противогрибкового препарата
для профилактики, но отклик будет слабый. А стоит этому же ребенку из-за
инфекции оказаться на краю пропасти, как количество помогающих увеличивается в
разы! А когда диагноз не смертелен сам по себе (глухота, ортопедические
проблемы и т. д.) – отклик по определению достаточно слабый.
Враг № 6 – непонятность и редкость диагноза. Рак – это понятно,
это страшно, это надо лечить. А какой-нибудь "миелодиспластический
синдром" (который без ТКМ имеет худшие прогнозы, чем банальный лейкоз) –
это нечто абстрактное, непонятно, и лечить конечно надо, но… но ведь не рак! В
мире масса страшных диагнозов… которые убивают или которые оставляют жизнь, но
делают ее мучительной. Многие из этих болезней встречаются редко (слава
Богу!!!), о них мало кто слышал. И к сожалению, сборы на такие экзотические
болезни – на порядок, а то и на несколько порядков меньше.
Враг № 7 – благополучность семьи. Мама-одиночка,
папа-вдовец, бабушка-опекун – в таких ситуациях каждый понимает – семья тяжело,
нужна помощь. А если обычная, благополучная семья – мама-папа-ребенок, все
работают, имеют средний доход… в общем такая же семья, как и у тех, кого просят
о помощи… Сборы для таких семей идут очень туго… а ведь благополучность, доход
семьи имеет значение тогда, когда это суммы в тысячу-две грн. Даже когда сумма
становится тысяча-две ЕВРО – она малоподъемна для большинства обычных,
благополучных семей со средним достатком. Про десятки и сотни тысяч евро на
операции за границей вообще молчу. Но при этом история мамы-одиночки найдет
больший отклик, чем история рядовой полной семьи.
Враг № 8 – "обычность" подопечного,
его тяжелый характер.Когда пишешь просьбу о помощи, про подопечного нужно написать что-то такое, что
выделит его среди остальных. Спортивные, творческие, школьные достижения –
подарок для волонтера, составляющего текст. И нет худшей ситуации, чем диалог
"как учится?" - "да так себе, тройки в основном" –
"чем увлекается?" – "да ничем, с пацанами на улице бегает?"
– "Что любит?" – "Да ничего особенного, игры на мобилке…".
А если при этом у ребенка еще и тяжелый характер и ты не можешь написать о том,
что он, не смотря на страдания, улыбается, поддерживает маму и т. д. – ну
просто вешайся!!! Люди помогают незаурядным личностям. Вот хоть чуть-чуть, но
незаурядным. А что делать с заурядными… с теми, кто еще слишком мал, чтобы
проявить какие-то таланты… или просто время еще не пришло проявить бойцовский
характер… увы, большой знак вопроса…
Враг № 9 – низкий КПД вложений, малые шансы на
успех терапии.Людям хочется вложить деньги в кардинальное изменение жизни нуждающегося. Вот
умирал ребенок от инфекции, а вот пролечился дорогими антибиотиками и живет
дальше! Людям хочется отдачи – и это справедливо. Но увы, жизнь – штука весьма
несправедливая. И очень часто КПД вложений непредсказуем. Или заведомо низок. И
результат вложения денег сводится к мизерным, на наш взгляд, изменениям. Какая
разница – совсем ребенок не слышит, или слышит отдельные шумы, но все равно не
воспринимает речь. Казалось бы, какой смысл вкладывать деньги в слуховые
аппараты, которые позволят слышать лишь шумы?! А то, что эти "лишь
шумы" помогут ребенку не попасть под машину (он услышит ее приближение),
услышать дверной звонок и кучу мелочей… но это ведь не спасенная жизнь… К
сожалению чудеса достаточно редко можно купить… даже за очень большие деньги! И
напротив, изменить жизнь к лучшему иногда можно и сравнительно небольшой ценой.
Враг № 10 – слишком маленькая или слишком большая необходимая сумма. Увидев сумму в 100 тысяч евро, большинство людей даже представить ее себе не могут. Она кажется такой огромной и недостижимой, что и пытаться не стоит. Поэтому такие грандиозные сборы идут крайне медленно – людям кажется, что их 100 грн никак не повлияют на ситуацию. Противоположная ситуация с небольшими сборами – на 500-2000 грн. Люди, читая такие просьбы о помощи, думают "ну это же такая небольшая сумма, ее обязательно кто-то пожертвует. На худой конец ее можно занять". И так думают ВСЕ, читающие просьбу. И на соседней странице за несколько дней собирается и 10 тысяч грн, а на этой за неделю не получается собрать и пятисот.
Можно назвать еще несколько факторов, которые немало влияют на сборы. Я вынесла только наиболее значимые на мой взгляд. Но очень прошу высказаться по этому поводу коллег, да и просто людей, которые хоть раз жертвовали деньги для кого-то. Высказаться не только о "врагах", но и о методах борьбы с ними.