Традиция ухаживать за умирающими, как ни удивительно, родилась вовсе не одновременно с появлением медицины. Во времена античности считалось, например, что умирающему помогать незачем: предстоящая смерть – это воля богов, и сомневаться в справедливости этой воли не пристало. Традицию заботиться об умирающем человеке принесла гуманнейшая из религий - христианская.

Слово «palliatif» французское и происходит от латинского «pallium» — покрывало, плащ. Термин «паллиативная помощь» появился только в 70-е годы ХХ века, когда был открыт первый хоспис в Канаде, и означал этот термин временное, симптоматическое лечение.

Слово «хоспис» гораздо древнее. Латинское «hospes» сначала обозначало гостя, позже стало именовать также хозяина, и от него произошли слова «hospitalis» и «hospitium», означающие «гостеприимный, дружелюбный к странникам». Такие дружелюбные приюты стали создаваться в Восточном средиземноморье еще в ІV веке для паломников, путешествующих в Святую Землю, истощенных, страждущих и больных людей, не отказывали в помощи они и местным жителям. Организовывали хосписы чаще всего монашеские ордена при дорогах, которыми проходили паломнические маршруты.

Значение «место, где ухаживают за умирающими» слово «хоспис» приобрело только в ХІХ веке. К этому времени большая часть приютов для странников была закрыта вследствие Реформации, спасти тяжелых пациентов пытались в больницах, безнадежные же больные доживали свои дни дома под присмотром родственников или в домах призрения. Неизлечимо больной стал считаться позором для врача, и в последние часы рядом с умирающим человеком чаще находился священник, чем врач.

В 1842 году Жане Гарнье, молодая женщина, потерявшая мужа и детей, открыла приют для умирающих во Франции, в Лионе. Это заведение называлось уже хосписом или «Голгофой».

В 1879 году в Дублине ирландские сестры милосердия создали Хоспис Богоматери, занимающийся именно умирающими людьми. В 1905 году этот же орден открыл еще один хоспис в Лондоне, и это был уже четвертый хоспис в столице Великобритании (первые 3 были созданы протестантскими объединениями).

Один из них, Дом Святого Луки для бедных умирающих, практиковал публикацию Годовых отчетов о своей работе. В них очень мало говорилось о симптоматическом лечении, но подробно описывались истории умирающих людей, их чувства, переживания, их мужество перед лицом смерти. В 1909 году основатель хосписа Говард Баррет писал: «Мы не хотим говорить о наших больных как о простых «случаях из нашей практики». Мы осознаем, что каждый из них - это целый мир со своими особенностями, своими печалями и радостями, страхами и надежами, своей собственной жизненной историей, которая интересна и важна для самого больного и небольшого круга его близких. Нередко в эту историю посвящают и нас». Доктор писал также о семьях умирающих, их страданиях и нищете, в которой они остаются… Именно в Хосписе Святого Луки впервые стали давать морфин пациентам регулярно, а не только в тех случаях, когда боль становилась уже невыносимой. В этом хосписе больные раком практически не испытывали боли, и это стало огромным прорывом в деле ухода за умирающими.

В 1935 году выходит первая книга о паллиативной помощи: «Уход за больными и умирающими» Альфреда Ворчестера. В 1952 Фондом Марии Кюри была опубликована другая важнейшая работа, описывающая социальный и физический стресс раковых больных, находящихся дома. Этот Фонд впервые стал создавать выездные службы паллиативной помощи и готовить образовательные программы для медсестер.

В 1947 году доктор Сесилия Сандерс на первом своем обходе в Доме Святого Луки встретила пациента, прибывшего из Польши, Дэвида Тасму. Она навещала его регулярно два месяца до его смерти. Беседы с Дэвидом Тасмой о том, как помочь умирающему человеку избавиться от боли, примириться с собой и найти путь к смыслу жизни и смерти, легли в основу концепции нового хосписа, где забота о личности пациента выйдет на первый план. Такой хоспис, со стационаром и выездной службой был основан Сесилией Сандерс в 1967 году и был назван в честь Святого Христофора. Через 2 года сюда приехала перенимать опыт делегация из США, и вскоре в городе Нью-Хэвен штата Коннектикут заработал первый американский хоспис.

Вышедшая в 1969 году книга «О смерти и умирании» американки Элизабет Кюблер-Росс произвела революцию в общественном сознании того времени. Автор, много лет проработав с неизлечимыми больными в медицинском центре университета Колорадо, утверждала, что смерть – не «недоработка медицины», а венец человеческой жизни, ее итог, очень важный этап, что, если не прятать голову в песок, отрицая саму ее возможность, если принять смерть и смириться с нею, можно достичь в последние дни жизни удивительной гармонии с самим собой. Элизабет Кюблер-Росс делит отношение к смерти на 5 этапов: отрицание ее, гнев, на то, что это произошло именно со мной, торги, попытка вымолить у Бога жизнь или заслужить ее примерным поведением, депрессия, и наконец, смирение. Книга Кюблер-Росс утверждает такие основные принципы паллиативной помощи: не скрывать от больного страшный диагноз, не обрекать его на жизнь во лжи, давать возможность самому принимать решения по поводу дальнейшего лечения, говорить с человеком о смерти, когда он готов об этом говорить, одним словом, делать все, чтобы умирающий до конца чувствовал себя дееспособной личностью, а не пассивным объектом медицинских манипуляций

С начала 1980-х годов хосписное движение распространяется по всему миру. Очень многое делает для этого хоспис Святого Христофора, в котором в1977 году открылся информационный центр, занимающийся пропагандой идеологии хосписа, помогающий волонтерским группам практическими рекомендациями и литературой. Регулярно проводятся международные конференции, посвященные паллиативной помощи. Часто именно они запускают механизм создания хосписов в развивающихся странах. Так были созданы первые хосписы в Нигерии и в Индии, где, по статистике, каждый восьмой житель 800-миллионной страны заболевает раком.

Первые хосписы в России были основаны в начале 90-х инициативной группой врачей и общественных деятелей, в которую входили академик Д. С. Лихачев, журналист В. Зорза, врач-онколог В. В. Миллионщикова. Сейчас первые российские хосписы Санкт-Петербурга и Москвы, Беларусский детский хоспис, успешно работающий в Минске, помогают рекомендациями и образовательными программами инициаторам хосписного движения в других городах на территории постсоветского пространства.

Паллиативная помощь ни в одном государстве мира не обходится без участия благотворителей и волонтерской поддержки. Желание работать с неизлечимо больными должно идти от сердца; немалые душевные и физические силы, железное терпение и любовь к людям – без этих качеств в хосписе не обойтись. Хосписное движение медленно, но все же развивается и в нашей стране; все больше врачей, психологов, священнослужителей и просто неравнодушных находят себя в помощи умирающим. Они очень нуждаются в поддержке как со стороны властей, так и общества, нуждаются просто в том, чтобы мы не закрывали глаза на проблемы очень многочисленной и самой незащищенной группы людей и делали хоть небольшие шаги им навстречу.

 
Ольга Левченко, волонтер ДОБО «Сияние радуги»

скачать шаблоны для dle 10.3Финансовый портал как заработать на forex

Ты можешь помочь, не оставайся равнодушным!

Пожертвовать Волонтерство гуманитарка Установить копилку

© Благотворительный фонд «Помогаем» 2014 Автор в Google+