Усыновления детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, существует с незапамятных времен. Одним из первых источников о семейном устройстве стали законы вавилонского царя Хаммурапи (так называемый Кодекс Хаммурапи), написанные приблизительно в1780 г. до н. э. Данные законы регулировали немало областей жизни, в т.ч. ответственность и права сторон при принятии ребенка в семью. В частности, было написано:

 

 –       в § 185 – если человек взял на усыновление и вырастил малолетнего, который был брошен родителями, этот воспитанник не может быть востребованным назад по иску;

 

–        в § 186 – если человек взял на усыновление малолетнего, который позднее познал своего отца или мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца;

 

 –       в § 191 – если человек, который взял на усыновление малолетнего и вырастил его, а тот работал у него в доме, потом завел родных детей и пожелал вернуть воспитанника, то этот приемный сын не должен уйти ни с чем.

 

Давние иудейские законы устанавливали, что дети-сироты должны жить в семьях своих родственников, обязанность которых заботиться о них до совершеннолетия.

 

В Древней Греции афинские семьи брали на усыновление детей по большей части по причине бездетности или отсутствия сыновей в браке. Когда же впоследствии в семье рождался наследник, то усыновление все равно оставалось действительным, а усыновленный ребенок был равен в правах с родными детьми и наследовал имущество родителей наравне со всеми.

 

В Древнем Риме усыновление в начале своего существования получает юридическую форму, правовую, которая впоследствии через Византию перешла к христианскому миру.

 

Христианские императоры до Юстиниана I включительно, определяли усыновление гражданско-правовым актом, с помощью которого усыновитель, выполнив определенные требования закона, принимал в семью, на место сына или внука, другое лицо со всеми личными и имущественными последствиями.

 

В Византии усыновления имели очень распространенный характер. Императоры, цари, принимали в свои семьи детей, которые впоследствии чаще сами становились лицами «царской крови». История свидетельствует о таких примерах: в1078 г. императрица Мария, жена Никифора ІІІ Вотаниата, усыновила Алексея, который впоследствии стал императором; императрица Зоя усыновила Михаила, который унаследовал императорский трон и стал императором Михаилом V Калифату в1034 г.

 

Начальные усыновления осуществлялись лишь церковными освящениями, отдельными молитвами – Божественными, а позже, за времена правления Юстиниана І (519 год) усыновление стало оформляться гражданской процедурой, но церковное освящение было обязательным. Служители церкви также определяли, что брачные отношения между усыновителем и усыновленным являются невозможными.

 

На Руси, во времена княжеских правлений, забота о детях, которые были сиротами, возлагалась, в первую очередь, на частные лица, чаще – князей. Это считалось делом богоугодным. За времена правления Ярослава Мудрого очень уважались семейные традиции и благополучие людей. Главной ячейкой общества считалась семья. Материалы летописей свидетельствуют, что в Киевском государстве наибольшую власть имели князья, и именно они чаще всего брали под опеку и усыновляли осиротевших детей, строили сиротские дома, отдавали по своему усмотрению детей в приемные семьи. Остальное же население занималось благотворительной деятельностью относительно таких детей, но в целом не усыновляла на законных основаниях, а лишь заботилась о них. Церковь предоставляла таким детям жилье, еду и защиту, от всех, кто мог им причинить зло. Киевские князья (в911 г.) брали под свою опеку обычно мальчиков, учили их военному делу, наукам, Закону Божьему, определенным ремеслам. Сама система помощи обездоленным детям, опека над сиротами, бедными и попрошайками - называлась «общественным приглядыванием». Христианская семейная мораль распространялась по всей Руси. И это выражалось не только в опеке духовенства над сиротами, предоставлении им жилья при монастырях и представлении милостыни попрошайкам и обездоленным детям, но и в распространении «искусственного сыновства», то есть принятии «постороннего» в семью. В семье, которая брала на усыновление постороннего ребенка, вместе жили и биологические дети, и приемные, и рабы.

 

В1037 г. Ярослав Мудрый выдал сборник законов «Русская правда», в котором заложены идеи гуманного правления. В нем также шла речь о задании охраны матерей, что непосредственно способствовало бы предотвращению сиротства.

 

За времена правления Екатерины ІІ законодательство по вопросам усыновления существенных изменений не претерпело, родительская власть над детьми не имела ограничений, и положение детей в целом было затруднительным или даже жалким. Дети-сироты прикреплялись к «воспитателям», становились впоследствии их крепостными, зависели от них физически, и морально. Но следует отметить, что стали появляться общественные учреждения, в которые принимали подброшенных незаконнорожденных детей, где они воспитывались до совершеннолетия, после чего «получали свободную». Преимущественно в таких учреждениях были подкидыши купцов или мещан, которых учили «приличному его состоянию ремеслу или промыслу».

 

Екатерина ІІ находилась под воздействием западноевропейских просветительских идей, и опека над сиротами в государственной политике занимала значительное место. С одной стороны, она приказывала устраивать их в семьи «добропорядочных и моральных людей», из другой – в воспитательные дома («госпитали»), чтобы «уменьшить нищету и бедность, воспитывать детей с пользой и на благо человечеству». В воспитательных домах выращивали «новую породу людей», детей-граждан, которые «способны служить Отчизне делами рук своих в разных искусствах и ремеслах». Но идея «новой социальной прослойки» потерпела крах, потому что огромное количество детей просто умирали в такой системе воспитания. Следовательно, государство опять стало перед необходимостью семейного воспитания и усыновления, необходимостью «лучших наставлений воспитанников в семьях крестьян делу мастера, фабриканта или плугаря», где жизнь «простая, естественная, как она есть, а не те ходячие инструкции».

скачать шаблоны для dle 10.3Финансовый портал как заработать на forex

Ты можешь помочь, не оставайся равнодушным!

Пожертвовать Волонтерство гуманитарка Установить копилку

© Благотворительный фонд «Помогаем» 2014 Автор в Google+