12 февраля 2015 года в Днепропетровске прошел круглый стол на тему "Актуальные вопросы развития семейных форм воспитания». Мероприятие является частью проекта "Популяризация семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки", который реализуется Благотворительным Фондом "Помогаем" при финансовой поддержке фонда "Соработничество" в рамках международного грантового конкурса "Православная инициатива".

В круглом столе приняли участие представители центров социальных служб для семьи, детей и молодежи; службы по делам детей, отдела криминальной милиции по делам детей, общественные и благотворительные организации, действующие и потенциальные приемные родители и родители- воспитатели.

Участники озвучили проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются приемные родители и родители-воспитатели – психологические, взаимоотношений с социальными службами, сотрудниками органов внутренних дел, системы образования, - а также обсудили варианты дальнейшего сотрудничества для решения этих и других проблем в сфере защиты прав детей и профилактики сиротства.

 

Статистика сиротства 2014 года

По данным Днепропетровской областной службы по делам детей на конец 2014 года в области насчитывается 8 971 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Из них:

  • в приемных семьях и детских домах семейного типа - 1664 (18,5%);
  • под опекой / попечительством - 6511 (72,6%);
  • в государственных учреждениях на полном государственном обеспечении - 453 (5%). (Для сравнения, в 2011 году на попечении государства в области находилось 2766 ребятишек, лишенных родительской опеки.)
  • В течение 2014 года осиротел 1101 ребенок.
Из них:
  • усыновлено - 62;
  • устроены в государственные учреждения - 58 (учреждения Министрества образования и науки – 17, Минздрав - 37, Минсоцполитик - 4).
  • устроено под опеку / попечительство - 723;
  • устроено в приемные семьи и детские дома семейного типа - 116;
  • устроено в семьи родственников / знакомых - 95;
  • не устроены по состоянию на 31.12.2014 – 47 детей.
По состоянию на 31.12.2014 в области функционирует 146 детских домов семейного типа (в них воспитывается 1017 детей) и 386 приемных семей (воспитывается 704 приемных детей).

 

В течение 2014 в области создано 18 детских домов семейного типа, в которые устроено 135 детей - воспитанников и 46 приемных семей, в которые устроено 107 приемных детей.

Наибольшее количество детских домов семейного типа функционирует в населенных пунктах:

  • Баглейский район г. Днепродзержинска, г. Никополь, Криничанский район, Софиевский район - по 5.
  • г.Марганец - 9,
  • Апостоловский район - 10,
  • Верхнеднепровский и Пятихатский районы - 12.

Наибольшее количество приемных семей:

  • г.Днепропетровск: Амур-Нижнеднепровский, Красногвардейский, Ленинский р-ны (по 14), Кировский (12), Индустриальный р-н (10).
  • Заводской район г. Днепродзержинска - 15;
  • г. Кривой Рог: Октябрьский и Ингулецкий р-ны (по 10);
  • г.Павлоград - 16;
  • Апостоловский район - 18;
  • Новомосковский район - 13;
  • Пятихатский район - 16 .

В службах по делам детей городов и районов области по состоянию на 01.01.2015 на учете находится 32 кандидата в приемные родители / родители - воспитатели, которые уже прошли обучение, но еще не создали приемные семьи или ДДСТ.

У потенциальных усыновителей / опекунов существует стереотипный «спрос» на детей до 5 лет.При этом в семейных формах преимущественно воспитываются дети в возрасте от 6 до 18 лет. Из 1721 приемного ребенка и ребенка-воспитанника только 145 детей (8,4%) возраста до 6 лет.

В 2014 году возросло национальное усыновление. По всей Украине украинские граждане приняли в свои семьи 2 101 ребенка, иностранцами усыновлены 519 детей. В Днепропетровской области такая же тенденция – из 238 детей иностранные граждане усыновили только 30 (это дети старше 14 лет и дети с инвалидностью). Украинские граждане все активнее берут в свои семьи детей группами по трое, т.е. братики и сестрички теперь не разделяются, что невероятно важно для каждого ребенка.

В течение 2014 в Днепропетровской области прекратило функционировать 36 приемных семей и 11 приемных семей переведены в детский дом семейного типа. Выбыло из приемных семей 74 ребенка. Выбывают из приемных семей по причине достижения совершеннолетия.

Нерешенной остается ситуация с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, которые остались в Крыму. По данным Минсоцполитики Украины на середину 2014 года на полуострове оставались 4 800 детей; только 2 семьи покинули полуостров и перебрались на территорию Украины.


 

Результаты круглого стола "Актуальные вопросы развития семейных форм воспитания»

 

Результаты круглого стола "Актуальные вопросы развития семейных форм воспитания»
Результаты круглого стола "Актуальные вопросы развития семейных форм воспитания»
Подробный ФОТООТЧЕТ

Социальное сиротство и беспризорничество

Естественным вопросом прошедшего круглого стола стал вопрос о влиянии сложной ситуации в Украине на динамику социального сиротства и беспризорничества. Ведь в условиях социального и вооруженного кризиса возрастает угроза распространения этих явлений.

По данным областной службы по делам детей, на 1 января 2015 г. из 1743 детей только у 531 родители умерли, остальные 1222 – социальные сироты.

Указом Президента Украины от 22 октября 2012 была учреждена НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ профилактики социального сиротства 2012 – 2020. В Днепропетровской области стратегия реализуется совместно службами по делам детей, криминальной милицией по делам несовершеннолетних и другими организациями.

По состоянию на 1 января 2015 г. в г.Днепропетровск зафиксированы такие случаи:

  • 868 детей в СЖО;
  • 808 – родители уклоняются от выпаолнения родительских обязательств;
  • 30 детей сбежали из дома;
  • по отношению к 31 ребенку зафиксировано насилие в семье.

За прошедший год выявлено 285 новых случаев социального сиротства, этот показатель выше предыдущих периодов. Службы по делам детей составляют исковые заявления на лишение родительских прав. 5 детей изъято из семьи.

Что касается беспризорничества, то специалист городского центра отметила, что в г.Днепропетровске острой проблемы беспризорничества не существует. Данные по количеству выявленных беспризорников показывают положительную динамику в вопросе профилактики этого социального явления:

2006 год – 328 детей

2007 год – 216

2008, 2009 годы – 97 беспризорников

2010 год – 74

2011 год – 68

2012 год – 44

2013 год – 26

2014 год – 11 детей без присмотра.

Беспризорники чаще всего выявляются специалистами Днепропетровского городского управления - службы по делам детей совместно с представителями криминальной милиции по делам детей в ходе профилактических рейдов – дети бродяжничают, попрошайничают или совершают правонарушения.

Криминальная милиция подает в службу по делам детей списки несовершеннолетних правонарушителей, на основании этих данных служба далее ведет работу с семьями и образовательными учреждениями. В 2014 году было выявлено 417 малолетних правонарушителей, из них 59 привлечены за бродяжничество. Также проводится контроль за посещением детьми игровых, компьютерных клубов, где выявляются дети, которые прогуливают школу.

Начальник отдела криминальной милиции по делам детей Ирина Валерьевна Качинская рассказала, что в январе 2014 года было зафиксировано 54 ухода детей из семьи, в январе 2015 – только 16. При этом 9 детей возвращены в семью.

Участники круглого стола также отметили, что на сегодня от криминальной милиции требуются раскрытия преступлений и изъятия запрещенных предметов, из-за чего порой работники правоохранительных органов вынуждены «подгонять факты под статистику», находя не существующие правонарушения. В связи с этим, по мнению участников круглого стола, необходимо пересмотреть принципы работы органов внутренних дел.

 

Ребенок-сирота, инструкция по взаимодействию в комплекте

Приемные родители и родители-воспитатели, которые приняли участие в круглом столе, озвучили острую необходимость в организации специальных курсов для учителей по работе с приемными детьми и воспитанниками ДДСТ. Ведь эти дети – особенные, они приходят в семьи с багажом комплексов и проблем из жизни в интернате или в прошлой неблагополучной семье. Эти проблемы выплывают в трудности с общением со сверстниками, учителями, детьми, которые привыкли жить в семье. Родители отметили, что ни школьные психологи, ни учителя в 99% случаев совершенно не знают, какие особенности у таких детей и как с ними работать. В связи с этим было вынесено предложение обратиться в управление образования с целью разработки и внедрения специальной подготовки педагогов и школьных психологов по работе с детьми - сиротами.

 

Дом европейского образца для сирот

С целью социализации подростков, которые выросли в государственных интернатных учреждениях и которым не посчастливилось найти семью, в Днепропетровской области развивается такая семейно - приближенная форма воспитания, как малый групповой домик. Александр Дядюсь, директор коммунального учреждения «Малый групповой домик "Мой дом”» Днепропетровского районного совета рассказал о том, как устроена и функционирует эта модель воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Учреждение находится на балансе Днепропетровского райсовета и полностью финансируется из местного бюджета. Однако отличием этого учреждения является то, что здесь дети живут, как в семье, и сами себя обслуживают - дети сами поддерживают порядок, готовят кушать, учат уроки, заводят домашних животных, приглашают в гости друзей, планируют семейный бюджет. За несколькими ребятами закреплен социальный работник, который на время пребывания ребенка в Малом групповом домике фактически становится самым родным человеком. Нельзя сказать, что это привычная семья, ведь здесь работают наставники - волонтеры, социальные работники меняются посменно, и тем не менее, ребенок чувствует привязанность, и учится самостоятельной жизни. Главное, чему учат здесь детей, - это что "вы такие же дети, как и те, что растут в семье, значит вам нужно развиваться и самими всего добиваться, а мы вам поможем в этом.”

Не секрет, что выпускники интернатов совершенно не подготовлены к самостоятельной жизни. Вначале ребята были шокированы новыми порядками. Узнав, что им надо научиться убирать и готовить, потребовали: «Верните нам поваров, прачку и нянечек!» Мы их убеждали: «В обычных семьях нет поваров и прачек. Дети все делают сами». Сначала неохотно, а потом с большим интересом ребята начали осваивать стиральную машинку, пылесос, утюг, хотя некоторые изначально не знали даже, что элементарно заваривать чай нужно кипятком, а не просто водой.

По словам директора, кухня вообще стала для детей огромным открытием. Первое время дети буквально жили здесь. С восторгом крошили салаты, замешивали тесто, мариновали мясо для шашлыков. Они ведь делали это впервые в жизни! В детском доме вход на кухню был воспрещен. А здесь — милости просим. Делай что душе угодно, экспериментируй, придумывай новые рецепты. Например, 16-летний Саша печет невероятно вкусные торты. Выпечка теперь его хобби. Другой мальчик наловчился переворачивать блины, подкидывая их на сковородке, а такое не всякая хозяйка умеет делать.

Если ребенок хочет завести домашнего питомца, его за это не ругают. Наоборот, поощряют. Ведь забота о живом существе — важный жизненный навык. Поэтому в доме живут две кошки, а во дворе — две собаки.

В течение дня с детьми находится один соцработник. Всего в штате их пять (каждый курирует двух-трех ребят). По сути, они выполняют функции родителей: помогают учить уроки, вместе посещают стоматолога, обсуждают проблемы. Дети сами составляют меню, ведут хозяйство и даже распределяют семейный бюджет на месяц (под присмотром наставника). Кроме того, дети вникают в особенности оплаты коммунальных платежей, учатся экономить.

Закрепленные за каждым ребенком ключевые воспитатели работают с детьми по методике индивидуальных планов – посещают школу и общаются с классным руководителем, изучают потребности детей, налаживают контакты детей с их биологическими родственниками. Постепенно создаются условия, когда дети посещают своих родственников, что помогает ребенку чувствовать свою нужность.

Вообще, создание условий, когда ребенок чувствует, что он нужен, что им дорожат, что о нем заботятся не потому, что таков регламент заведения, а потому что его любят - это повышает самооценку ребенка и взаимную ответственность. И такие отношения являются признаком настоящей семьи. Как важно для ребенка чувствовать, что у тебя есть свое - твой дом, твоя семья. Ребята заводят новых друзей, с удовольствием приглашают их в гости, показывают комнаты и с гордостью говорят: «Это мой дом!».

На глазах персонала произошло чудо: за четыре месяца воспитанники Малого группового домика изменились до неузнаваемости. Ребята повзрослели, стали самостоятельными, уверенными в себе. Теперь они положительно воспринимают обязанности приготовления пищи и дежурств. Некоторые дети, которые раньше практически не посещали школу, перестали пропускать уроки без уважительных причин, и успеваемость в школе тоже повысилась.

Положительные результаты работы Малого группового домика дают повод для развития такой формы воспитания детей в других городах и регионах. По задумке создателей проекта, в будущем такие дома должны полностью заменить интернатные учреждения и стать домом для тех, кому не посчастливилось расти в семье.


Мой дом

Один из самых наболевших вопросов – это сохранность жилья выпускников государственных интернатных учреждений и детских домов семейного типа. Когда воспитанники инетернатных учреждений или детских домов семейного типа достигают 18 лет, они выпускаются во взрослую жизнь. И эта взрослая жизнь встречает ребенка суровыми условиями – отсутствием жилья, возможности прописки, средств к существованию и навыками самообеспечения.

Некоторым ребятам удается поступить техникум или ПТУ. Тогда выпускника детского дома должны прописать и предоставить ему комнату в общежитии учебного заведения, куда он поступает на учебу. Но это возможно лишь при наличии свободных мест в общежитии, а такое бывает не всегда. В частности Дорога жизни озвучила проблему, с которой приходится сталкиваться выпускникам интернатов сейчас – из-за военных действий в общежитиях многих учебных заведений проживают переселенцы, и ребятам отказывают в предоставлении жилья аргументируя отсутствием свободных мест.

Если же выпускник интерната нигде не учится, то в итоге из интернатного учреждения ребенок выпускается на вольные хлеба, без жилья и возможности прописки. Далее без прописки они фактически не могут устроиться на работу.

На сегодня в Днепропетровске есть только одно место, где теоретически можно прописаться выпускникам интернатных учреждений – это социальное общежитие да и то рассчитано на 30 человек.

У многих из этих детей на момент попадания в государственное интернатное учреждение было собственное жилье, место прописки, но по прошествии нескольких лет, жилье «исчезает» - оказывается, что помещение находится в аварийном состоянии, или, что еще интереснее - его собственник сменился. За сохранностью жилья ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, должны следить сотрудники интернатных учреждений, конкретно – директора и юристы государственных интернатных учреждений.

 

Патронат - спасение от интерната

У 80% детей, лишенных родительской опеки есть живые родители, которые отказались от них добровольно или были лишены родительских прав. По данным Министерства социальной политики Украины 80,7% украинских детей - сирот и детей, лишенных родительской опеки, воспитываются у родственников, в приемных семьях, в детских домах семейного типа. В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются около 18 тысяч детей.

Такая статистика побуждает к тому, что государству нужно задуматься о развитии патронатного воспитания, которое может упредить появления социальных сирот и даст шанс ребенку вернуться в свою кровную семью. При всем комплексе мер и немалых средств, которые украинское государство тратит на сирот, необходима борьба с бедностью и неизменными пороками украинского общества – алкоголизмом, наркоманией. психологическую, юридическую и материальную помощь: в частности, благодаря социальному сопровождению «проблемных» семей и прохождению недобросовестными родителями индивидуальных коррекционных программ.

Патронат - это помощь, оказываемая детям, и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Семейный патронат помогает детям, чьи родители некоторое время не могут заботиться о них в силу различных жизненных обстоятельств. Бывают случаи, когда из-за халатности или жестокое обращение детям угрожает опасность. Иногда у детей болеют или умирают родители, за ними некому ухаживать. Случается и так, что детей оставляют в родильных домах еще при рождении, и пока продолжается многомесячная бюрократическая волокита с «отказом» мамы, младенцы беспомощно ждут своей судьбы в одиночестве в больничной палате. Также, когда родители в силу сложных жизненных обстоятельств не могут заниматься детьми, и ребенка на время берут на воспитание профессиональные патронатные семьи.

Патронатные воспитатели - уникальная для Украины профессия, появившаяся в рамках социального эксперимента, начатого Партнерством «Каждому ребенку» в 2009 году. Тогда в г.Бровары Киевской области была создана первая в Украине приемная семья срочного устройства - семья Евгения и Натальи Дудко. Сейчас в Киеве функционируют две семьи, еще две в г. Бровары и одна в г. Белая Церковь Киевской области. Инициатива осуществляется в рамках проекта «Семейный патронат: внедрение лучших практик альтернативного ухода за детьми, которые остались без родительской опеки», и реализуется Партнерством «Каждому ребенку» в сотрудничестве со службой по делам детей г. Киева, Киевским городским центром социальных служб для семьи, детей и молодежи, при поддержке Всемирного детского фонда (World Childhood Foundation) и Министерства социальной политики Украины.

Встреча с патронатными воспитателями дала понять и убедиться, что работа патронатных приемных родителей - это позитивная практика семейного устройства и профессионализм. Патронатные родители проходят специальную подготовку - учебный курс, который позволяет освоить все нюансы работы с детьми, которые из-за сложных жизненных обстоятельств не могут быть с родными мамой и папой.

Очень бы хотелось, чтобы такой проект заработал и в Днепропетровской области. Он даст возможность сократить число случаев устройства детей в интернатные учреждения и реализовать право ребенка на воспитание в семье, тем самым укрепит гражданское общество, привлекая население к решению проблемы социального сиротства. Любую болезнь проще предупредить, чем вылечить, а сиротство, похоже, уже стало хронической болезнью нашего общества. В связи с этим, Фонд "Помогаем” ищет неравнодушных людей, которые готовы поддержать проект развития патронатных семей.

скачать шаблоны для dle 10.3Финансовый портал как заработать на forex

Ты можешь помочь, не оставайся равнодушным!

Пожертвовать Волонтерство гуманитарка Установить копилку