Ялта. Море. Корабли. Корабли, между прочим, какими со стапелей сошли, такими и будут ходить по волнам. Барже, к примеру, не стать лайнером, а лайнеру никогда не превратиться шлюпку. Иное дело – люди. С нами все гораздо сложнее. В кого вырастет человеческий детеныш, зависит от совокупности многих факторов: хорошей генетики, заботливой семьи, успешной школы, правильного воспитания. Тогда можно считать, что он превратится в благополучного взрослого.

 

 

А если у маленького человечка семьи нет, школа для него - каторга, а воспитатель – улица? Не всем ведь повезло жить с родителями, ходить в хорошую школу и ощущать тепло отношений. Страшные цифры украинского сиротства при живых родителях впечатляют ежегодно. Еще более страшны судьбы сирот, которые становятся известны благодаря многочисленным публикациям в средствах массовой информации. Казалось бы, целая государственная машина с ее интернатами, воспитателями, преподавателями, поварами и врачами работает денно и нощно, чтобы воспитывать детей-сирот. Только ожидания от всех этих усилий не совпадают с реальностью. Выходит, машина с дефектом и с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей, не справляется. Где же тогда брать опытных лоцманов, способных провести растущего человечка через пороги взросления? Да так провести, чтобы мог он плыть самостоятельно, и сил хватало противостоять любым бурям? Кто привьет сиротам такие понятия, как семья, дом, подарит материнскую ласку и отцовскую заботу?

В стране нашей опыт такой уже есть – это детские дома семейного типа и приемные семьи. В Днепропетровской области за их поддержку взялась Днепропетровская благотворительная организация «Сияние радуги», возглавляемая священником Андреем Пинчуком при финансовой поддержке фонда Рината Ахметова «Развитие Украины». Одна из последних программ подобного эффективного сотрудничества – это проведение выездных супервизионных встреч для приемных родителей и родителей-воспитателей. Последние две состоялись в конце сентября, начале октября в Ялте, в уютном санатории имени Кирова. Они были посвящены профилактике эмоционального выгорания. Сорок четыре мамы и папы (две группы) учились управлять своими эмоциями, грамотно решать конфликты и творчески перерабатывать их совместно с детьми.

Практические навыки управления внутренним миром и физическим телом, самостоятельное проведение диагностики эмоциональной сферы приемные родители осваивали под руководством психологов-супервизоров Марианны Лапиной и Оксаны Костинской. После групповых занятий каждый родитель имел возможность получить индивидуальную консультацию по решению проблем, касающихся воспитания детей и взаимоотношений друг с другом. А в свободное время все желающие могли обменяться драгоценным опытом решения многочисленных задач.

Супервизия предусматривала не только освоение необходимых навыков в теории, но и на практике – большинство сессий прошли в игре и в групповых обсуждениях. Главная задача такой встречи состояла в понимании себя, своих особенностей, поиске ресурсов, которые возможно доселе оставались незамеченными. Супервизоры умело, с помощью искусства, игры, юмора, раскрывали участников для самих себя по-новому, и это, порой, очень впечатляло. Это же самое интересное и самое трудное дело познание себя.

Дети и корабли. Супервизионные встречи для приёмных родителей   Дети и корабли. Супервизионные встречи для приёмных родителей  Дети и корабли. Супервизионные встречи для приёмных родителей
 Дети и корабли. Супервизионные встречи для приёмных родителей  Дети и корабли. Супервизионные встречи для приёмных родителей  Дети и корабли. Супервизионные встречи для приёмных родителей

 

Всеобщий интерес вызвало выполнение индивидуальных творческих работ. Родители рисовали конфликты, лепили и трансформировали эмоции, изображали внутренний мир с помощью пластилина. В театральных сценках изучали способы реагирования на одну и ту же проблему. Чего стоили только сказки, которые демонстрировали наши родители. Задача сначала казалась сверх простой – рассказать сказку о Красной Шапочке, всем знакомую с детства, но с разных ракурсов. С точки зрения пессимиста, оптимиста, человека, который видит только цифры, или который всегда эмоционально воодушевлен и др. Но, потом, оказалось, что нужно проявить свои таланты, не постесняться быть смешным, чтобы справиться со сказкой. Приемные родители работали в командах, объединившись по цвету шляп, которые сами сначала приготовили из цветной бумаги. Цвет каждой из шести шляп соответствовал определенному заданию, с которым очень ответственно и, самое главное, с юмором, справились команды.

Родители смогли поучиться разным способам снятия напряжения, регулирования эмоциональными состояниями. Тренеры познакомили приемных родителей с телесной терапией, которая показала, что управлять мыслями и эмоциями можно через тело. Мамы и папы охотно делали гимнастику для глаз, а потом искренне, как дети «ходили по болоту», «бегали на высоких каблуках в туфлях со стразиками», превращались то в детей, то в стариков. Эти нехитрые и веселые упражнения показали, что снять напряжение, поменять эмоциональный заряд под силу каждому, да и еще помочь в этом своим воспитанникам, которые очень часто находятся в тревоге, так как в своей жизни прошли через недетские страдания.

Подтверждением эффективности подобной работы стало тестирование по шкале эмоционального выгорания. В начале и в конце наших супервизионных встреч, приемные родители находили свое место на условной шкале – линии, отмеченной прямо на полу нашего зала для тренингов. Нужно было найти свое место и почувствовать, насколько ты близок к эмоциональному выгоранию. Если в начале работы многие родители относили себя к тем, кто уже недалеко от эмоционального выгорания, то после прохождения супервизии большинству не только удалось справиться с личными и внутрисемейными проблемами, но и «родить» новые идеи, касающиеся способов воспитания их непростых детей. И на шкале такие приемные родители заняли место в начале пути к выгоранию. Это было очень показательно не только для супервизоров, но и для самих участников.

Дети и корабли. Супервизионные встречи для приёмных родителей  Дети и корабли. Супервизионные встречи для приёмных родителей  Дети и корабли. Супервизионные встречи для приёмных родителей
 Дети и корабли. Супервизионные встречи для приёмных родителей  Дети и корабли. Супервизионные встречи для приёмных родителей  Дети и корабли. Супервизионные встречи для приёмных родителей

 

Вдвойне полезным был тренинг для тех из родителей, кому посчастливилось приехать в Ялту со второй половинкой. Им не только удалось совместно провести четыре дня, что многодетным выпадает не часто, но и с помощью психологов и участников группы решать неизбежно возникающие конфликты. Показательными в этом плане стали системные расстановки семьи, дающие возможность подробно рассмотреть модель ее функционирования, увидеть свою семью и свое место в ней со стороны. А еще попробовать что-то изменить, прямо здесь, на супервизии, чтобы с готовым решением вернуться к своим родным. Хотя расстановка в каждой из двух групп была только одна, но и те, кто непосредственно в ней участвовал, и те, кто был просто наблюдателем, очень впечатлились, и после делились тем, что смогли параллельно провести аналогию со своей семьей. Это для них стало важным моментом в понимании своей семьи.


 

С помощью Баллинтовских групп (своеобразного мозгового штурма, позволяющего увидеть конфликт с позиций всех его участников) можно было решить проблемы в воспитании конкретного ребенка. Участники очень осторожно выносили свои ситуации на обсуждение, как всегда, опасаясь критики и оценки своего поведения. Но, в рамках работы такой группы это непозволительно. Только лишь обмен опытом, своими идеями и поддержка. Все это взяли с собой те, кто поделился проблемами.

Из Ялты родители уезжали с приличным багажом знаний, необходимых для понимания и воспитания детей, а также с запасом положительных эмоций и впечатлений.

 

Оксана КОСТИНСКАЯ, Марианна ЛАПИНА

супервизоры – психологи

www.pomogaem.com.ua

скачать шаблоны для dle 10.3Финансовый портал как заработать на forex

Ты можешь помочь, не оставайся равнодушным!

Пожертвовать Волонтерство гуманитарка Установить копилку

© Благотворительный фонд «Помогаем» 2014 Автор в Google+