Детские страхи нередко ставят нас, родителей, в тупик. С одной стороны, видя испуганного и плачущего ребенка, мы стремимся утешить его, успокоить, «прогнать» страхи – иными словами, нам хочется немедленно, активно действовать. С другой стороны, не всегда понятно, что именно делать и как. Ведь детские страхи часто бывают иррациональными, странными для взрослых, их причины не всегда понятны. В тоже время, именно страхи ребенка являются одной из самых частых проблем, с которыми обращаются родители ребенка к психологу.

 


Откуда берутся страхи?

 

Страх у ребенка, как и у взрослого, может быть вызван несколькими факторами, а порой и их сочетанием. Приведу несколько примеров.

 
Испуг. Страхи могут быть следствием реального испуга. Например, резкий и неожиданный гудок автомобиля рядом может спровоцировать у малыша боязнь машин. Любая неприятная ситуация, будь то несчастный случай с близким человеком или вызов к доске с невыученным уроком, может оставить свой след в психике ребенка.

Внутреннее состояние. Страх может играть сигнальную функцию. Особенно это касается иррационального страха – т.е. страха, который взялся «ниоткуда» и не поддается нашей, взрослой логике. Такой страх не редко говорит о сложных переживаниях, с которыми сталкивается ребенок, о его внутреннем конфликте или о сложной ситуации, которая произошла, например, в школе, и напрямую связан с его чувством незащищенности, внутренним состоянием.

 

Проблемы в семье. Не будем забывать, что такие «непонятные» страхи могут быть отражением проблем всей семьи в целом. Напряженная атмосфера, нервозность мамы или папы, конфликты между родителями и старшими сестрами и братьями – все это отражается в большей степени на самом младшем члене семьи. Поэтому не стоит удивляться, если вы приходите к психологу по поводу страха у ребенка, а он расспрашивает вас о вашей семейной жизни.


Недостаток информации. Нам, родителям, свойственно считать, что маленькие дети многого не понимают и потому не могут реагировать, например, на то, что папа потерял работу. Или, напротив, от детей – школьников мы зачастую ждем, что они и сами поймут очевидные для нас вещи. Но так бывает не всегда, и у ребенка может быть свое, порой, совершенно неожиданное понимание происходящего в семье. Например, первоклассник, услышав, что ему нужно будет ходить в школу с понедельника по пятницу, решил, что он будет пять дней жить в школе. Конечно, ребенок очень обрадовался, узнав, что мама и папа будут забирать его домой каждый день! Родители много рассказывали сыну о будущей учебе, но вот такой важный момент упустили. Или другой случай: отец пошутил в разговоре с другом, что помочь ему может только операция. Школьница дочь услышала обрывок разговора и испугалась за отца. Родители долго успокаивали девочку.

 

 

Эти примеры показывают, насколько важно объяснять ребенку, что происходит в семье, как происходящее отразится на жизни семьи и ребенка в частности. Не стоит думать, что «он маленький, все равно ничего не поймет». Дети тонко чувствуют эмоциональную атмосферу в семье. Тревога и паника ее членов, не понятные для ребенка, могут пугать их, заставлять искать и додумывать причины. Представим себя в ситуации, когда наши родные или коллеги начинают бегать в испуге по комнате, но нас уверяют, что все в порядке, и мы можем быть спокойны. Согласитесь, спокойствия неизвестность еще никогда и никому не прибавляла. Разница между нами и детьми в том, что наш опыт больше. Мы можем «подобрать» причину тревоги. А ребенок – нет. Он, скорее, домыслит нечто фантастическое, чем угадает, что родителей попросили съехать со съемной квартиры. Отсюда и страхи, которые, казалось бы, не имеют ничего общего с реальным положением вещей.

 

Новый этап развития. В тоже время, страхи нередко оказываются показателями нормального развития ребенка. Все мы помним, как наши малыши стали различать своих и чужих, начали бояться незнакомых лиц и могли расплакаться, увидев редко навещающего нас дедушку. И это положительный признак того, что взросление идет своим чередом. Подобные страхи есть у каждого возраста. Чем больше узнает ребенок об окружающем мире, чем глубже осмысливает происходящее, тем более серьезные вопросы появляются у него. Дети начинают понимать, что родители однажды состарятся и уйдут в мир иной, или переживают новый этап отношений со сверстниками, задаются вопросами своей популярности или одиночества. И то, и другое может проявляться как страх смерти, страх небытия. Наш взрослый вариант – это кризис среднего возраста, когда мы судим о своей состоятельности, о достигнутом, и боимся, что не реализовали свой потенциал, а значит, в каком-то смысле «недосуществуем». И это тоже естественный этап развития личности.

 

Проблемы психики. Наконец, страхи, тревоги в сочетании с определенными симптомами могут говорить о том, что ребенку необходима консультация психиатра. Например, в учебных пособиях по детской патопсихологии можно встретить случаи, подобные этому. Десятилетняя Джорджина боялась, что с ее семьей может случиться что-то страшное, и предотвратить несчастье могут только совершаемые ею сложные подсчеты слов в предложениях или раскладывание вещей в определенном порядке. Мать обратилась к специалисту, когда странное поведение девочки стало мешать ее успеваемости в школе и жизни в целом. Однако вопрос грани между детской фантазией и первыми проявлениями серьезных проблем остается открытым.

 

Поэтому от родителей требуется внимательное и уважительное отношение к детям и их переживаниям. Часто приходится сталкиваться с тем, что мамы или папы драматизируют ситуацию и видят какие-либо отклонения там, где их нет. Дети имеют право на свою психологическую жизнь, на свои переживания, пусть и не всегда удобные для нас. Другая крайность – это обесценивание детских страхов: мол, и это пройдет. Эффективна, как всегда, золотая середина – адекватная, осознанная реакция на страхи, которые в той или иной степени мешают ребенку.

 

Поможем вместе

Что делать родителям, если их ребёнка беспокоят страхи?

· Уважительно и с пониманием отнеситесь к страхам ребенка. Очень важно не обесценивать их, не говорить, что детский страх - «это ерунда!». Даже если страх окажется мимолетным, ребенок получит неприятный опыт: мои переживания не важны для родителей. Тогда как это совсем не так! Просто нам, родителям, бывает сложно и тревожно встречаться с детскими страхами.

· Не стоит стыдить ребенка за его страх. Как часто испуганным детям приходится слышать: «Ты уже большой!» «Только малыши спят с ночником!». Но ведь у нас, взрослых, есть свои требования к комфорту, свои страхи, свои переживания. И зависят они не столько от возраста, сколько от внутреннего состояния. Ребенку такая позиция не поможет, а к страху добавится еще и стыд: «я веду себя как маленький!».

· В тоже время, каким бы неудобный ни был страх, не заостряйте на нем слишком много внимания. Важно видеть не страх, а ребенка. Боязнь темноты или вызова к доске не уменьшает тех замечательных и сильных качеств, которые есть у него. Акцент на сильные стороны, на ресурсы поможет справиться с проблемой.

· Проводите своего рода профилактику: посвящайте детей в те важные события, которые происходит в семье, - в той форме, которая соответствует их возрасту. Растущее беспокойство может вылиться у ребенка в тревожные фантазии и страхи.

· Если страх оказывается продолжительным, мешает ребенку, ограничивает его в чем-то, если страх проявляется в виде ночных кошмаров – не откладывайте обращение к психологу.

 

Конечно, именно причина возникновения страха дает нам ключ к разгадке – как именно справиться с ним, на что обратить внимание. Особенно непросто приходится приемным родителям, ведь ребенок приходит в семью со своим непростым багажом житейского опыта. Лучше не «ставить диагноз» самостоятельно, даже тогда, когда есть очевидные причинно-следственные связи. Например, девочка, которую в детстве укусила собака, боится больших собак. Казалось бы, прозрачнее не бывает: собака укусила, вот теперь и боится. Наблюдательные родители заметят, что этот страх может периодами то уменьшаться, то усиливаться по непонятным причинам. То девочка забывает о страхе и играет с соседским пуделем, то снова заговаривает о больших и злых псах. На приеме у детского психолога может выясниться, что страх снова дает о себе знать тогда, когда ребенок чувствует себя уязвимым, беззащитным, нуждается в еще большей поддержке родителей, а «злая собака» - это те трудности, с которыми он сталкивается.

 

Детский психолог не только сможет исследовать причину страха, но и предложит различные способы коррекции состояния ребенка, соответствующие его возрасту и истории. Для этого существует немало замечательных методов, таких, как песочная и арт-терапия, сказкотерапия или встречи ребят в детских группах. А благодаря «Сиянию радуги» и поддержке фонда Рината Ахметова «Развитие Украины» теперь получить такую психологическую помощь и поддержку может каждый ребенок. А значит, мы вместе обязательно преодолеем любые трудности! Для этого родителям нужно всего лишь заполнить заявку.

Мария Петрусь,

детский психолог

www.pomogaem.com.ua

скачать шаблоны для dle 10.3Финансовый портал как заработать на forex

Ты можешь помочь, не оставайся равнодушным!

Пожертвовать Волонтерство гуманитарка Установить копилку

© Благотворительный фонд «Помогаем» 2014 Автор в Google+