9 января 2013 года наша организация при поддержке Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины» провела очередное выездное заседание Родительского клуба в пгт. Кринички Днепропетровской области. От нашей организации во встрече принимали участие председатель правления «Сияния радуги», папа-воспитатель детского дома семейного типа с. Волосское Пинчук Андрей и мама-воспитатель детского дома семейного типа Ленинского района г. Днепропетровска Валентина Ионова.

Встреча была посвящена взаимодействию приемных семей/ детских домов семейного типа и школы. Состояла встреча из нескольких частей.

На первую часть были приглашены руководители методических объединений классных руководителей всех школ района. Разговор получился открытый, острый и откровенный. Беседовали обо всем: о сложности социализации приемных детей в семье, о важности доброго классного наставника для приемного ребенка, о роли школы вообще и преподавателей в частности для развития приемных детей и поддержки приемных родителей. И мы очень рады, что эта встреча нашла отклик и понимание в сердцах учителей. Мы убеждены, что такие встречи крайне необходимы.

Не секрет, что очень часто приемным семьям и детским домам семейного типа не хватает понимания со стороны педагогических коллективов школ. И, часто общаясь с родителями, мы можем сделать вывод о том, что школа нередко оказывается неготовой к приходу в класс приемного ребенка, что непонимание внутреннего мира вчерашнего сироты и проблем приемных семей, связанных с приходом приемного ребенка, вызывает неприятие приемного ребенка учителем, родительским комитетом и, как следствие, одноклассниками.

Приемные родители и школа. Встреча в Криничках  Приемные родители и школа. Встреча в Криничках

Приемные родители и школа. Встреча в Криничках

Приемные родители и школа. Встреча в Криничках  Приемные родители и школа. Встреча в Криничках  Приемные родители и школа. Встреча в Криничках

 

Это – очень острая проблема на пути реформирования интернатной системы воспитания, при которой дети-сироты очень часто были изолированы от обычных школ и от обычных семей, обучаясь или в специальных школах при интернатах, или в общеобразовательной школе по месту нахождения государственного детского дома. И, конечно, наличие в классе или школе огромного количества детей из интернатного учреждения меняло облик школы, качество образования в школе и понижало успешность семейных детей. В основном из-за того, что дети-сироты из интернатных учреждений практически не учились и не утруждали себя столь важным в наше время познанием науки, будучи очень часто источником для подрыва дисциплины в классе. И это – одно из следствий самой интернатной системы, ее невозможности дать детям достойное образование и привить любовь к учебе. И учителя очень часто в этой ситуации просто становились заложниками такого нездорового положения. Другими словами, они просто ничего не могли поделать, тем более, что и школа, и интернатное учреждение находятся в подчинении одному органу – управлению образования. Другое дело, когда ребенок оказывается в семье…

И обычно дети в семьи приходят из интернатов и государственных детских домов во многих случаях с «нарисованными» с потолка оценками. Некоторые из приемных родителей в первые дни учебы в новой школе просят администрацию школы протестировать общий уровень знаний приемных детей, и школа часто выдает совсем другие оценки, которые ниже указанных в интернатовском тебеле ребенка на 1-4 бала.

 Приемные родители и школа. Встреча в Криничках  Приемные родители и школа. Встреча в Криничках

Приемные родители и школа. Встреча в Криничках

 Приемные родители и школа. Встреча в Криничках  Приемные родители и школа. Встреча в Криничках Приемные родители и школа. Встреча в Криничках

 

И сейчас, когда многие из этих детей разлетелись по всем школам, встает масса новых проблем, которые можно, по нашему опыту, классифицировать следующим образом:

1. Непонимание важности и длительности (подчас в несколько лет) процесса социализации ребенка в новой семье и новой школе при одновременном требовании с приемных родителей незамедлительных и отменных результатов в учебе. И это – один из самых больших рисков не только для приемного ребенка, но и для существования самой приемной семьи. Приемные родители знают не понаслышке, что в первый год пребывания ребенка в семье самыми актуальными считаются не вопросы образования, а вопросы социализации в семье и обществе, а также проблемы здоровья приемного ребенка. Не секрет, что во многих интернатных учреждениях вопросам здоровья уделяется внимание только на бумаге, особенно когда это касается дорогостоящего амбулаторного лечения, дорогостоящих операций или просто оказания качественных стоматологических услуг. И решение этих двух проблем часто требует от приемных родителей колоссального напряжения и внимания в первые годы жизни приемного ребенка в семье.

2. Отсутствие на местах модели экстернатного обучения в школе детей-сирот из приемных семей по принципу «класс согласно возрасту». А у нас часто школы руководствуются принципом «класс согласно знаниям». Отчего ребенок, вчера евший с помоек и мусорок, может закончить среднюю школу тогда, когда его сверстники заканчивают ВУЗы. Нам известно о случае, когда в одном сельском районе нашей области ребенка в 15 лет посадили во второй класс (!). Мы уже не говорим о психологических проблемах, вытекающих из такой ситуации.

3. Часто неполное предоставление школой льгот для приемных детей. К «проблемным» льготам относятся неполное или некачественное ежегодное обеспечение приемных детей школьными и спортивными формами и обеспечение бесплатными сухими завтраками в случае периодической невозможности организации в школе бесплатного горячего питания. Последнее касается в основном сельских школ, находящихся в местностях с проблемным обеспечением питьевой водой.

Но вернемся к нити нашего повествования.

После встречи с педагогами собравшихся приветствовали с колядками воспитанники детских домов семейного типа Криничанского района, после чего началась вторая часть встречи, на которую были приглашены приемные родители района.

Тем для обсуждения, как всегда, было много. Мы говорили о социализации детей в школе, о проблемах при социализации в семье, и просто делились новостями и переживаниями. Как всегда, было радостно собраться всем вместе, почувствовать, чем дышим, чем живем, послушать других и высказаться самим.

 Приемные родители и школа. Встреча в Криничках  Приемные родители и школа. Встреча в Криничках

Приемные родители и школа. Встреча в Криничках


 

Особую благодарность хотим выразить Криничанскому районному центру для семьи, детей и молодежи за приглашение и помощь в организации этой встречи и приглашаем другие центры городов и районов к сотрудничеству в деле преодоления сиротства.

 

Андрей Пинчук

 

скачать шаблоны для dle 10.3Финансовый портал как заработать на forex

Ты можешь помочь, не оставайся равнодушным!

Пожертвовать Волонтерство гуманитарка Установить копилку

© Благотворительный фонд «Помогаем» 2014 Автор в Google+