Великий учитель молодежи.

img

Розумна благодійність

Великий учитель молодежи.

В 1815 году в семье пьемонтских крестьян родился мальчик. Без мужа матери непросто было растить детей, и маленький Джованни рано узнал, что такое бедность и тяжелый крестьянский труд. Образование тогда стоило немалых денег, и даже учеба в обычной школе означала, что семья лишается одного работника на добрые полгода. У Джованни Боско была одна дорога – работать на земле, как все его родные и односельчане. А мальчику так хотелось читать книги… И мама сумела вопреки обстоятельствам отдать сына в церковную школу.

 

Однажды Джованни приснился удивительный сон: он был среди толпы дерущихся детей, которая вдруг стала стаей зверей. А потом явилась Богородица и велела мальчику делать на земле с детьми Божьими то, что сейчас произойдет со зверями. И под Ее взглядом дикие животные превратились вдруг в смирных ягнят. Мама внимательно выслушала рассказ Джованни о необычном сне и уже тогда предположила, что сын, возможно, станет священником.

И Джованни действительно хотелось поступить в семинарию. Но за обучение требовалось заплатить несколько тысяч лир. Такие деньги и не снились семье Боско. Тогда мальчик увлекся ремеслом… акробата. Внимательно изучив представления бродячих циркачей, он натягивал на окраине села канат меж двух деревьев и повторял трюки канатоходцев, акробатические номера и фокусы. Односельчане с удовольствием приходили посмотреть на ловкого мальчишку. За это Джованни не брал с них платы – вместо этого перед выступлением он пересказывал им воскресные проповеди, которые благополучно пропускало летом большинство крестьян.

Позже, чтобы заработать на жизнь, ему придется быть не только акробатом – пастухом, барменом, кондитером, портным и сапожником, он будет вести счет при игре в бильярд и играть на разных музыкальным инструментах… Но и нанявшись батраком в знакомую семью, Джованни продолжает по вечерам штудировать латынь и читать Священное Писание. Он все же станет священником и великим педагогом. Больше того: ему выпадет участь быть причисленным к лику святых.

Когда Джованни был уже 20 лет, родственники, видя его целеустремленность, помогли матери собрать деньги на обучение в семинарии города Кьери. Промелькнули годы учебы, и в марте 1841 Джованни был рукоположен в священники. Отец Боско получает место в монастыре францисканцев в Турине.

8 декабря 1841 года запомнилось Отцу Боско. Перед богослужением он услышал крики ризничего: «Если ты не умеешь прислуживать во время мессы, мальчишка, что ты вообще здесь забыл? Вон из церкви!» «Что вы делаете, опомнитесь! Верните его сюда, он мой друг!» - заступился священник. Он сообщил бледному от страха мальчику, что тот может оставаться в церкви, а после мессы должен дождаться его. Вернувшись к мальчику после богослужения, Отец Боско узнал, что ему 16 лет, он из Асти, родители его умерли, а в Турине он работает каменщиком. Бартоломео никогда не причащался и даже не умел креститься… Отец Боско научил мальчика этому, рассказал немного о Боге и предложил вернуться в следующее воскресенье и привести с собой друзей. В назначенный день священника ожидали девятеро ребят, а еще через неделю их стало 25.

Отец Боско хорошо знал, что такое бедность в деревне, но в Турине нищета превосходила все виденное им раньше. За несколько лет население города выросло на 17%. Эти 17% составляли рабочие строящихся заводов и фабрик, многие из них были подростки-сироты, которых нещадно эксплуатировали их работодатели. Отец Боско не раз наблюдал привычную картину: подручные маляров 8-10 лет с мешками извести за спиной карабкаются по лесам, заливаясь потом на солнце… И те, кто имел работу, могли еще считать себя счастливчиками. Ребята, которые не могли найти место хотя бы разносчика газет, сбивались в стаи и голодными злыми глазами смотрели на растущие особняки. Они дрались не на жизнь, а на смерть за кусок хлеба, за пару старых ботинок и часто оказывались за решеткой.

Этих детей без будущего Дон Боско принял в свое сердце раз и навсегда. Место для отдыха и занятий около церкви называлось тогда «ораторий». Ораторием стал называть священник и группу своих ребят. Их становилось все больше и больше. В 1847 году к Дону Боско приходили уже сотни подростков. Они встречались не только в выходные – Отец Боско навещал их в рабочие дни, забирался на леса, заходил в мастерские. В воскресенье он собирает их вместе, преподает им катехизис, а еще шутит и веселится вместе с ними.

В 1844 году Дон Боско, благодаря графине Бароло, получает 2 комнаты и игровую площадку на улице для своих ребят при больнице, опекуном которой является. Комнаты переоборудуют в часовню. При входе графиня Бароло велела написать портрет Франциска Сальского, и Отец Боско был этому очень рад. Теперь у Оратория есть свой покровитель. «Богородица вымолит для нас у Франциска Сальского кротость, присущую ему. Мы в ней очень нуждаемся», - решил священник. Так оно, по-видимому, и случилось.

В 1883 году корреспондент французской газеты «ЛеПелерен» писал об Оратории, основанном Отцом Боско: «Туринские студенты представляют собой как будто большой колледж, но никакой внешней упорядоченности там нет: можно ходить всюду вместе, как одной семьей. Каждая группа окружает одного из преподавателей. Нет ни шума, ни раздражения, ни конфликтов. Мы видели беззаботные лица этих подростков и не могли не воскликнуть: «Тут палец Божий!»

Но это было гораздо позже, а тогда, в 40-х годах Дон Боско в одиночку преподавал своим мальчикам, был им отцом, другом и помощником. Он стал для них всем, и они поверили ему, как себе. Именно это позже он положил в основу своей превентивной системы воспитания: личность самого воспитателя, его безоглядную преданность своему делу.

«Я обещал Богу, что и последний мой вздох будет принадлежать бедным ребятам, - говорил Дон Боско. – Для вас я учусь, для вас работаю, для вас живу, для вас готов даже отдать жизнь».

Жизнь отдавать не требовалось, а вот репутацией жертвовать приходилось. Полиция постоянно наблюдала за такой многочисленной группой нищих и бездомных молодых людей, считая ее довольно опасным сборищем. Приходские священники были возмущены тем, что Ораторий организован без принадлежности к какой-либо парафии. Они жалуются архиепископу на то, что Отец Боско «отрывает молодежь от прихода», обходя вниманием тот факт, что ни один из них даже и не попытался привести в храм неблагополучных подростков, которые сами бы точно туда не пришли. К счастью, архиепископ лично решил посетить Ораторий. Он прекрасно провел день и после сказал: «Никогда в жизни я так не смеялся». Архиепископ причастил и миропомазал более 300 мальчиков, радуясь тому, что их так много, и даже то, что он сильно ударился головой о низкую притолоку, не испортило ему настроения.

Но тут ученики и наставник оратория столкнулись с неприятностью, из которой им предстоит выпутываться еще неоднократно. Графиня Бароло и обитательницы больницы очень быстро устали от шумных вездесущих подростков и попросили их найти другое место для встреч. Нашли кое-что: ораторию предоставили по воскресеньям 3 часа для занятий в часовне Святого Мартина. Но для игр оставалась только улица. И прохожие, пораженные невиданным зрелищем: священник то показывает фокусы, то скачет на ходулях впереди хохочущей толпы мальчишек – прохожие начали жаловаться в полицию. Ораторий вскоре попросили и из часовни. Дон Боско со своими подопечными меняли одно пристанище за другим, но относились к этому с юмором: «Если саженцы капусты не пересаживать, они никогда не будут радовать глаз красотой и пышностью», - объяснял ребятам священник. Так они кочевали с площади на площадь, из пристроек в беседки, а Отец Боско уверенно говорил о просторных церквях, домах, школах и лабораториях, которые рано или поздно станут им принадлежать. То ли эти пророчества, то ли необъяснимая преданность священника своим нищим и безродным воспитанникам породили в городе слухи о том, что Джованни Боско сошел с ума… Двое местных священников очень взволновались этим сообщением и решили предложить Дону Боско прогулку в экипаже по городу… Но Дон Боско распознал карету психиатрической лечебницы, вежливо предложил коллегам войти первыми, потом захлопнул дверцу и крикнул кучеру: «Немедленно везите обоих в дом для душевнобольных!» Весь Турин смеялся находчивости священника.

В 1847 году Отец Боско решил оставить у себя жить нескольких ребят, которым некуда было идти. Их устроили на кухне. В конце года их было шестеро.

Однажды мама Маргарита сказала сыну Джованни: «Если ты однажды станешь священником и с тобой случится несчастье – ты разбогатеешь, ноги моей не будет в твоем доме». С Отцом Боско такой беды не приключилось – средства для своего Оратория много лет ему приходилось искать у состоятельных меценатов. И отдыхая летом у брата и матери, которой теперь не приходилось в поте лица трудиться за кусок хлеба, а в покое и достатке нянчить внуков, Джованни попросил маму поехать с ним и стать матерью подросткам из Оратория. Ей было нелегко расставаться с внучатами, но она согласилась.

В 1850 году был основан пансион для 20 ребят. В 1854 году их было уже 115. Днем священник преподавал в школе, решал хозяйственные вопросы, а ночью при свете лампы чинил ребятам сапоги и писал учебники. Мама Маргарита готовила еду и штопала рубахи. В 1860 году в Оратории жило 450 мальчиков и их становилось все больше и больше… А дальше история понемногу начинает граничить с чудом. Потому что Дону Боско удается все, что он задумал. Число ребят дошло до 800. С 1845 года уже работала вечерняя школа, а с 1847 – второй Ораторий. С 1854 по 1862 год открываются мастерские: швейная, переплетная, столярная, печатная, кузнечная. В 1850 году при Оратории было создано Общество взаимопомощи для рабочих. Дон Боско следит, чтобы условия рабочих договоров с несовершеннолетними ребятами были щадящими, чтобы работодатели соблюдали эти условия.

Кроме мастерских при Оратории работают воскресные и вечерние школы, две школы вокальной и инструментальной музыки.

До начала 60-х годов Дон Боско написал около 50 книг: это учебники и книги о воспитании подростков. В последующие годы он отредактирует 203 выпуска «Библиотеки итальянского юношества», построит 2 церкви, одну из них Риме, станет основателем 64 салезианских объединений в 6 странах мира, отправит миссионеров в Латинскую Америку.

В 1883 году печатная мастерская Дона Боско стала лучшей в Турине. Джованни Боско стал первым священником, подготовившим экспозицию на национальной промышленной выставке в 1884 году. Там можно было проследить весь процесс создания книги: от собранного тряпья, из которого делалась бумага до готового тома с сотнями гравюр в прекрасном переплете. На экспозиции не было отбоя от посетителей.

Эта поразительная активность и работоспособность позволила недоброжелателям через сотню лет назвать Дона Боско «ловким предпринимателем, умеющим делать деньги на вере и милосердии».

Когда у самого священника спрашивали, как он сусел столького добиться, он отвечал: «Мне удалось сделать больше, чем я надеялся, но как это случилось, я и сам не знаю. Пресвятая Дева, которой известно, в чем нуждается современный мир, помогает нам».

Но даже законченные скептики не смогут отказать Джованни Боско в великом таланте педагога.

Его превентивная система воспитания, в которой воспитатель должен всегда быть вместе с учениками, вовремя отвлечь ученика, чтобы тот не совершил проступок, с идеей переубеждения вместо наказания, казалась революционной в те времена, а многим и совершенно неприемлемой. Но применять ее, считал Отец Боско, может только христианин. Потому что «любов милосердствует, долготерпит; любовь все терпит, но на все уповает и поддерживает во всяком страдании». Дон Боско писал в одном известном письме: «Разве я недостаточно сильно люблю моих мальчиков? Ты знаешь, люблю ли я их. Ты знаешь, сколько я ради них выстрадал и вытерпел за эти сорок лет, сколько усилий пришлось мне приложить, сколько унижений вытерпеть, сколько препятствий побороть, чтобы дать им хлеб, дом, учителей и особенно, чтобы лечить их! Я сделал все, что смог, для тех, кого любил всю жизнь… чего ж еще нужно?» И отвечал себе сам: «Нужно, чтобы они знали, что их любят». И они об этом знали. Один из ребят, будучи уже взрослым, на вопрос о том, как они воспитывались, ответил: «Мы жили любовью». Другой сказал: «Я прошел бы по раскаленным углям, чтоб еще раз увидеть и поблагодарить Дона Боско».

Найти подробности упредительной системы салезианцев можно без труда, а мне напоследок хочется немного рассказать о двух, скажем так, удивительных случаях.

В июле 1846 года Дон Боско начал кашлять кровью, а однажды после тяжелого дня потерял сознания. 8 дней он находился между жизнью и смертью и прибег к таинству миропомазания.

Все эти 8 дней несколько ребят, работая на строительных лесах под палящим солнцем, не пили ни капли воды, чтобы выпросить у Бога исцеления у Отца Боско. Сменяя один другого, они день и ночь молились за него в церкви, ночью – после 12-часового рабочего дня. Кто-то пообещал на месяц сесть на хлеб и воду, кто-то – на год, кто-то на всю жизнь. Врачи говорили, что в субботу Дон Боско умрет. Но он выздоровел. Он встретился со своими ребятами в капелле, слабый и бледный и сказал: «Я обязан вам жизнью. С этого дня я всю свою жизнь отдам вам». И остаток дня он выслушивал данные ребятами обеты, заменяя их на легкие и посильные.

Летом 1854 года в Турине вспыхнула эпидемия холеры. На протяжении месяца в Турине умерло 500 человек. Мэр города обратился к горожанам с просьбой о помощи, но добровольцев, готовых иметь дело с больными, не нашлось. Дон Боско собрал своих мальчикови пообещал: «Если вы поручите себя благодати Божией и не совершите никакого смертного греха, уверяю вас, никто из вас не заболеет». Ребята разделились на 3 группы. Одни ухаживали за больными в лазарете, другие собирали умирающих на улицах и в домах, третьи оставались в Оратории в резерве, готовые прийти на помощь в любую минуту. Мальчиков защищал только уксус, которым мыли руки после контакта с больными… С августа по ноябрь в Турине заболело 2500 и умерло 1400 людей. Ни один из подопечных Дона Боско не заболел.

Что это: чудеса или случайности – каждый решает для себя сам…



Ольга Левченко



Залиште свій коментар